Владимир Бегунов, Sputnik.
Около тысячи человек прошло траурным маршем от площади Свободы до набережной Махаджиров, чтобы почтить память жертв одной из самых трагических страниц истории Абхазии – Кавказской войны, сообщил с места события корреспондент Sputnik.
Жители Республики шли с цветами и флагами к памятнику Махаджирам. На набережной раздавались звуки абыкь – народного инструмента, который в давние времена созывал жителей во время бедствий.
“Это день отмечается не только в Абхазии, но и во многих странах, где есть крупные абхазские и черкесские общины: Турции, Иордании, Сирии, Германии, Великобритании, кроме того, его отмечают в Дагестане, Северной и Южной Осетии — потому что махаджирство коснулось не только нашего народа”, – рассказал советник президента Абхазии Владимир Зантария.
По словам Зантария, махаджирство коснулось и его предков.
“Многие представители нашего рода до сих пор живут в Турции, – поделился Владимир Зантария. – Я недавно вернулся из турецкого города Адапазары — побратима Сухума. Меня порадовало, что многие молодые люди, потомки махаджиров, выросшие за рубежом, изучают абхазский язык, исполняют национальные танцы. Это важно, потому что язык, культура и традиции – то, что лежит в основе национального самосознания”.
По мнению Владимира Зантария, абхазская программа репатриации – важнейший пункт в государственной политике.
“Мы должны помогать потомкам махаджиров, решившим вернуться на историческую родину, чтобы у них не было проблем с жильем, образованием и работой”, – подчеркнул Зантария.
Еще один участник траурного шествия, военный историк, кандидат исторических наук Валико Пачулия, рассказал, что для него это в первую очередь семейная трагедия, потому что махаджирами были его дед и прадед.
“Моих предков выслали в Турцию в 1877 году, — рассказывает Пачулия. — Это был императорский указ, под который попадали жители Абхазии от реки Кодор до нынешнего села Приморского Гудаутского района. Прадед и тогда еще маленький дедушка жили в селе Анухва, рядом с Новым Афоном. Село было стратегическим в военных действиях, потому что с него контролировалась дорога на Сухум. В выселении были задействованы русские войска, казаки. На пристань приходили турецкие пароходы, несмотря на то, что шла русско-турецкая война, в них грузили людей и отправляли в Турцию”.
По словам Валико Пачулия, его предкам удалось вернуться на родину спустя четыре года, с началом царствования Александра III.
“Новый русский царь разрешил вернуться части махаджиров, – пересказывает Пачулия воспоминания деда. — Дело в том, что турецкое правительство использовало абхазов против России, и Александр III решил бороться с этим политикой частичного примирения”. Однако и после возвращения в Абхазию, по словам Валико Пачулия, его предкам пришлось несладко. Поселиться в своем селе не разрешили, выделили очень плохие земли. Вернуться в родную Анухву его дед смог только в 1918 году, после установления советской власти.
21 мая 1864 года – день окончания Кавказской войны. После нее тысячи абхазов вынуждены были покинуть историческую Родину. Потомки абхазских махаджиров живут в 50 странах мира. Самая многочисленная абхазская диаспора – в Турции.