Наала Авидзба, Sputnik
Цитаты из любимых произведений Фазиля Искандера, признания в любви гению, размышления о том, что он значит для каждого из нас, прозвучали на круглом столе по рассказу "Сюжет существования" в Сухуме в заключительный день Второго международного фестиваля культуры Фазиля Искандера "Стоянка человека".
Фотограф, оператор, журналист и автор фильмов об Искандере Ибрагим Чкадуа рассказал о том, что влияние мастера на формирование его личности очень значительно. Знакомые нередко говорят Ибрагиму, что построение предложений и его юмор отличает искандеровская эстетика.
"Мне это приятно, может, в этом нет моей оригинальности, но это говорит о том, что его радиация, в хорошем смысле, такая сильная, что повлияла и во многом меня сформировала", — отметил он.
Все основные сюжеты Искандера, продолжил Ибрагим Чкадуа, происходили в страшные годы – 30-е, 40-е. Они оставили трагический след и в судьбе самого писателя, чей отец был депортирован. Несмотря на это, то время он описал с большой теплотой.
"Он не держал в себе зла, в литературе этого не осталось. В этом мире мы каждый день сталкиваемся с новостями, которые не сообщают ничего хорошего, и очень важно соблюдать внутренний баланс. Очень важно и политикам читать и воспринимать знаки Фазиля. Есть его высказывание о том, что политика должна быть нравственной. Жизнь показывает, что, если это будет не так, мир исчезнет", — поделился мыслями Ибрагим Чкадуа.
Журналист Валерий Кураскуа обратил внимание, что каждое произведение Фазиля наполнено глубокими афоризмами. Практическую пользу, на его взгляд, принесло бы издание сборника с яркими цитатами Искандера. Это позволило бы в различных жизненных ситуациях обращаться к искандеровским мыслям и советам и следовать им.
"Если была бы возможность издать книгу о правилах жизни Джамхуха или самого Фазиля, это была бы очень полезная вещь, которой бы люди могли пользоваться в жизни. Огромное число на все случаи жизни, включая экономику и политику, глубоких мыслей, которые запечатлены в нашем сознании. Но чтобы к ним прислушиваться и воплощать их в жизнь, нужен цитатник, который постоянно бы об этом напоминал и был бы легко доступен", — уверен Валерий Кураскуа.
По мнению политолога, члена Общественной палаты Абхазии Арды Инал-ипа, непреходящая ценность творчества Фазиля заключается в том, что ему посчастливилось перенять народную мудрость от родных старших людей.
"Все это в нем выкристаллизовалось, и потом получило жизнь в его творчестве. В наше время, когда огромное количество информации, огромное число произведений, многие творческие личности начинают экспериментировать, переворачивать с ног на голову, очень важно получить эту закваску от Фазиля, которая основана на самых важных заповедях и ценностях. Его произведения в легкой, простой, легко воспринимаемой форме дает возможность людям приобщиться к ценностям нашего народа", — сказала она.
Режиссер Мадина Аргун призналась, что начало рассказа Искандера "Сюжет существования" схоже с ее собственным сюжетом. Героиня рассказа одна живет в дедовском доме на окраине Чегема. Она сохраняет его, поддерживает в нем жизнь и не поддается уговорам уехать в город или продать дом.
"Как же эта женщина могла быть похожей на меня, если бы я поняла, что вот, мой дом и мой сюжет существования. Самое важное, что внушает любое его произведение, это сделать первый шаг и понимать, что он правильный", — сказала Мадина Аргун.
Но как же понять, что он верный? Режиссер считает, что каждый определяет критерии для себя.
"Для меня это мотив. Я режиссер. Я подумала, для кого я ставлю сегодня. Сегодня – для мамы, такие подарки пытаюсь ей делать. Сюжет существования – это послание каждому, чтобы он понял, что есть его мотивация двигаться дальше. Гости этой женщины, охотники, знают горькую правду о ее сыне, но они не рассказали о ней. Это трепетность к человеку. Можно промолчать о правде, когда человеку она не нужна. Это человеколюбие. Для меня сюжет существования – это уважать, любить, ценить друг друга", — поделилась мыслями Мадина Аргун.
Фазиль Абдулович сделал великую вещь, подчеркнул директор Русского театра драмы Ираклий Хинтба. Он сумел на простом, понятном языке рассказать людям во всем мире о том, что важно для народа, живущего в Абхазии.
"Он сделал абхазскую культуру, ценности, исторический абхазский контекст частью мировой культуры. Он вплел нашу действительность, особенности национального характера, очень важные вещи, которые определяют идентичность людей, которые жили в Абхазии и живут сегодня, в мировую культуру. Именно это – правильный подход. Замыкание национальной культуры на себе ведет к ее гибели. Она должна взаимодействовать с мировой культурой. Только в этом случае она имеет шансы на развитие, оздоровление, укрепление. Роль Фазиля Искандера здесь колоссальная", — поделился мыслями Хинтба.
На его взгляд, Искандер, как и другие великие писатели, Фолкнер, Маркес, создал Вселенную, мифологическое пространство. Оно служит источником творческой энергии, источником образов, поясняет Хинтба. В случае Искандера это Чегем, и этот его вклад в мировую литератору обязательно должен быть отмечен Нобелевской премией, уверен Ираклий Хинтба.
Министр культуры Эльвира Арсалия рассказала о том, что есть японские деревни, которые входят в список ЮНЕСКО. Там человек живет в полной гармонии с природой. Она сравнила их с Чегемом, где живет героиня рассказа "Сюжет существования".
"Она живет там, вдали от всех информационных потоков, только такая человеческая гармония вообще возможна. Потому что все другое разрушает этот сюжет. Это тоже чей-то путь, и он прекрасен", — считает министр.
Вся литература Искандера о любви, уверена она. Фазиль Абдулович называет произведения Пушкина альпийским воздухом. Но и произведения самого Искандера – такой же альпийский воздух, отметила Арсалия.
"Читая его произведения, понимаешь, что ты песчинка в этом мире. Мир течет, большая река времени всех несет, и единственное, что ты можешь сделать, остановиться, задуматься, и, возможно, что-то маленькое сделать", — сказала Эльвира Арсалия.
Участники обсуждения выразили надежду, что однажды Абхазия Фазиля Искандера как его литературный дом, станет местом паломничества для всех, кто любит его творчество. Они также обсудили и некоторые планы, которые смогут приблизить это время.
С 13 по 15 июня в Сухуме проходил Второй Международный фестиваль культуры Фазиля Искандера "Стоянка человека". Фестиваль открылся в Абхазском драматическом театре премьерой режиссера Мадины Аргун по повести Искандера "Кролики и удавы".
14 июня в Абхазском драмтеатре прошел показ телеверсии спектакля "Привет от Цюрупы!" с Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным в главных ролях. Вечером в тот же день в Русском театре драмы состоялся спектакль-дивертисмент театрального факультета МИТРО по повести Фазиля Искандера "О, Марат!" в постановке Сергея Коковкина и Анны Родионовой.
Первый фестиваль культуры Фазиля Искандера состоялся в апреле 2015 года. Его темой была экранизация произведений Искандера. В рамках фестиваля в Абхазию приехал российский режиссер и сценарист Александр Сокуров. Его выпускница Кира Коваленко в ноябре завершила в Абхазии съемки фильмя по повести Искандера "Софичка". На первом фестивале впервые было представлено собрание книг Искандера в переводах на многие языки мира и иллюстрации к роману "Сандро из Чегема" шведской художницы Мадлен Рук.