О том, как возникла идея снять фильм о жизни и творчестве Фазиля Искандера и где можно посмотреть фильмы, рассказал корреспонденту Sputnik Раде Ажиба журналист, режиссер Ибрагим Чкадуа.
– Ибрагим, расскажите, как вы познакомились с творчеством Фазиля Искандера?
– С произведениями Искандера я был знаком с детства. У нас в доме были его книги, в мягкой обложке сборник "Начало", наверно, его книги были в доме каждой абхазской семьи. Я помню, Искандера часто приглашали в телевизионную передачу "Вокруг смеха", где в эфирах он читал свои произведения. Конечно же, мы эти выпуски смотрели дома, и это было событием для всех членов семьи. Даже помню свой первый кассетный магнитофон, на который я записал один из выпусков передачи, и мы потом часто прослушивали его рассказы, как раз он читал "Начало". Мой дядя по линии матери Амиран Гамгия был режиссером на Абхазском телевидении, он был лично знаком с Искандером, они часто общались, и через него многие книги попадали мне в руки. Вот так первая любовь к творчеству Фазиля Абдуловича возникла в осознанном возрасте.
– Какие ваши любимые произведения Искандера?
– У меня несколько любимых произведений. Мне очень нравиться весь цикл "Сандро из Чегема ", он состоит из повестей, из которых тоже есть очень любимые. Из детского цикла "Любовь к морю", "Защита Чика". Также нравятся эссе, которые он писал о литературе, о Пушкине, о Шекспире. Несмотря на то, что у меня с поэзией сложные отношения, люблю его некоторые стихи.
– Цитируете Фазиля Абдуловича?
– Цитат несколько, но мне очень нравится его формула юмора. Я сейчас волнуюсь и могу передать неточно, но постараюсь. "Юмор — это след, оставленный после того как заглянув в пропасть, увидел, что там ничего нет, и возвращаешься обратно. Это и есть юмор". Он настолько афористичен, что его цитатами в эти дни говорят все на просторах интернета. Его цитаты очень емкие. В целом, его литература теплая, светлая, в ней нет зла. Когда брал интервью, он часто повторял "не унывайте", он призывал всегда не унывать, уныние для него было страшным грехом.
Полную версию интервью с Ибрагимом Чкадуа слушайте здесь>>
– Как возникла идея снять фильм о жизни и творчестве Фазиля Абдуловича?
– С взрослением и каким-то осознанием культуры окружающего мира и нашей истории я понимал, какая это величина и каков масштаб Искандера. Первичным было выразить свою любовь к его творчеству, вторичное — это уже было связано с тем, что хотелось показать и рассказать всем, что значит в нашей культуре Искандер. Конечно, это была такая амбициозная задача.
Искандера снимали очень много, но все снимали о нем как о русском писателе, а мне было очень важно проследить его происхождение, его язык с неологизмами, которые он ввел в русский язык. Основные действия в его романах происходили в Абхазии, и поэтому мне было интересно показать именно этот аспект.
Искандер и его творчество многогранно, там можно найти историю, философию. Он настолько неисчерпаем, что я даже шутил, что снимаю Искандера каждые пять-десять лет. Я брал у него несколько раз интервью, когда он приезжал сюда. И я успел это, слава богу, так как понимал насколько это бесценный материал, как для меня, так и для архива.
Первый фильм я снял в 2004 году, он назывался "Родина и поэт". Есть такая формула, что если хочешь узнать поэта, то нужно побывать у него на родине, и я исходил из этого тезиса. Фильм был очень сложным, иллюстрировать видео было нечем, и в фильме затронул такие темы, как времена его депутатства, годы войны. Для меня это было очень ответственно, и каждый раз думал, как же воспримет его сам Искандер. На премьере фильма в маленьком кинотеатре, он был со своим другом, известным литературным критиком Cтаниславом Рассадиным. Я ждал его реакции, и сами присутствующие тоже, и когда закончился фильм, он начал хлопать, я вздохнул с облегчением. Тогда я думал, что я сделаю этот фильм и на этом закончу.
Потребность в Фазиле, почитание его творчества возникает у каждого из нас и очень часто. Я знал, что есть еще архив, где он говорит свои мысли, такой архив на весь золота, и его нужно было использовать. Так и возникла идея создать к его юбилею еще один фильм "Сюжет существования". По структуре и фактуре фильм был немножко другим, другой направленности. Фильмы можно посмотреть на просторах интернета, их часто повторяют на государственных телеканалах.
– Кто поддержал вас в создании фильма?
– Очень многие меня поддержали, особенно в создании второго фильма. Это Николай Ачба, Беслан Агрба, оператор мобильной связи Аквафон, то есть ко всему, что касалось Искандера, хотели быть причастными все. Это было трогательно.
– Вы говорили, что во время съемок фильма, вы брали у него интервью несколько раз. Как состоялось ваше знакомство с Фазилем Искандером, каким вы его запомнили?
– Когда мой дядя Амиран Гамгия познакомил меня с Искандером, я был еще студентом. А когда брал интервью, я работал на телевидении. Помню, вместе с Владимиром Зантария мы выпустили небольшой сборник стихов к юбилею, тогда Владислав Григорьевич Ардзинба нас поддержал. Для нас было важно, чтобы этот сборник выпустили у нас, иллюстрировал его художник Даур Когония. Это был наш маленький подарок к его юбилею. Я брал у него интервью несколько раз, когда он жил на Госдаче и отдыхал на Рице, также я его записывал у него дома в Москве.
Я хочу сказать, что, когда мы читаем биографию известных писателей, режиссеров, композиторов, мы понимаем, что их музыка, литература и кино очень отличаются от творца. В случае с Искандером — это абсолютная адекватность аналогии его с его литературой, он такой же теплый, такой же остроумный. Находиться рядом с ним для всех было колоссальным удовольствием. Слушать его метафоричность, его образность — это море удовольствий. В процессе съемок второго фильма встречался со многими деятелями российской культуры, писателями, и они отмечали, что он прекрасный человек сам по себе, вне контекста своей литературы.
– О работах Искандера, о его бесценном вкладе в литературу много сказано. Часто произведения Фазиля называют человечными, жизненными. А что для вас творчество Искандера?
– Это такой глубинный вопрос. Его творчество на меня повлияло, и это даже замечают окружающие люди, в частности, в построении речи. Он незримо везде присутствует со мной. На нас на всех влияют родители, семья, образование, но на меня он повлиял очень сильно. И это я остро ощутил и понял в эти дни, когда мы его потеряли. Образовалась какая-то пустота, и ее надо заполнить, и есть чем заполнить — он оставил блестящие произведения, огромный клад. Нам в этом кладе надо разобраться и этим пользоваться.