Бадри Есиава, Sputnik.
За послевоенные годы людям настолько надоел вечно ломающийся советский автопром, что сегодня они готовы выложить любые деньги, а иногда последние, за европейское и азиатское качество. Кстати говоря, то, за чем "гонятся" в Абхазии, в этих странах уже считается старьем.
"Машины, которые пригоняют из Европы и Японии, в основном старые для этих стран, и бывшие хозяева быстрее от них избавляются", — рассказал продавец автомобилей на одном из столичных авторынков Ваган Аракелян.
Все эти машины в силу своего возраста недорогие в странах-производителях, но перегон оттуда значительно повышает цену, добавил Аракелян.
Несмотря на это, спрос на зарубежный автопром высок, а время года корректирует предпочтения водителей.
"Сейчас туристический сезон, и люди хорошо покупают микроавтобусы и минивены для работы, а дорогие машины пока не особо берут. Спрос на них увеличится после лета, когда жители Абхазии заработают деньги на покупку", — сказал продавец автомобилей.
Аракелян добавил, что последние годы повысился спрос на праворульные японские машины, даже больше, чем на немецкие. Самые популярные среди них "Тойоты" и "Ниссаны". Связано это с тем, что японцы делают машины, не уступающие европейским, как по качеству, так и по прочности, а в некоторых аспектах даже превосходят.
Одним из главных аргументов в выборе между двумя конкурирующими рынками – это дешевое обслуживание и более низкая цена японских автомобилей, считает он.
Главное экономичность
С каждым годом на дорогах Абхазии становится все больше девушек за рулем, и предпочтения они отдают маленьким "ласточкам" с небольшим объемом двигателя, которые иногда теряются в общем потоке. Ведь девушки, как самая практичная часть населения мира, за рациональный расход топлива и экономное использование парковочной территории.
Примерно такую машину выбирал для своей супруги на сухумском авторынке Геннадий из Гудауты.
"Ищу для жены праворульную малолитражку. Она ездить пока вообще не умеет, поэтому ей все равно, с каким рулем будет машина и какого цвета. Только сказала, чтобы была маленькой и экономичной", — рассказал о своей ответственной миссии Геннадий.
Сам Геннадий ездит на немецкой машине и доволен ею, а для жены хочет купить японскую, потому что, по его мнению, они дешевле и не уступают по качеству.
Среди немногих потенциальных покупателей на рынке в глаза бросилась взрослая женщина, которая ходила между рядами автомобилей вместе с молодым парнем, что-то активно обсуждая.
Познакомившись, Индира рассказала, что определиться в выборе машины ей помогает сын, который больше в них разбирается, а она сама хочет ездить на каком-нибудь небольшом и экономичном автомобиле. Даже цвет не имеет значения, сказала Индира. Видимо, долго выбирала.
За два года в автомобильном бизнесе Ваган Аракелян изучил предпочтения девушек, с которыми, как он сам говорит, работать несложно.
"Для них главное, чтоб машина была с коробкой автомат, маленькие габариты и объем двигателя, но очень внимательно и дотошно относятся к внешнему виду транспорта. Любая вмятина или царапина их может разочаровать", — отметил Аракелян.
Легенды мирового автопрома
"БМВ" и "Мерседес" — как много в этих двух словах! Когда звучат название легендарных немецких брендов, у многих любителей быстрой, полной адреналина и экстрима езды, пульс начинает биться чаще, а при виде дорогой и красивой модели, вовсе замирает сердце.
Наверное, нет ни одного молодого водителя, который не хотел бы почувствовать себя "королем" дорог и испытать всю мощь этих, как принято считать, спортивных автомобилей. Остановившись, вальяжно выйти из нее, чтобы специальной тряпочкой протереть эмблемы, ставшие "иконой" для автолюбителей, и почувствовать завистливые взгляды пешеходов.
"Молодежь в основном интересуется и покупает "БМВ" и "Мерседес". Но "БМВ" уже в меньшей степени, потому что цены на самые популярные модели пятой и третьей серий очень подросли, их стали привозить меньше из-за отсутствия былого спроса, а "Мерседес" пока как-то держится. Взрослое поколение, напротив, предпочитает внедорожники и менее резвые машины", — отметил Ваган.
"Кусачие" цены…
Машины в основном приезжают в Абхазию из Японии, Германии, Латвии. Из России очень мало, чаще стали пригонять из Южной Осетии. Цена на них формируется исходя из курса валют к рублю и стоимости перегона, сказал Аракелян.
"Перегон на автовозе из Германии или Латвии стоит около ста тысяч рублей, а если машину пригоняет, нанятый человек, чуть меньше, до 80 тысяч", — рассказал Ваган.
На рынке, где работает Аракелян около 40 автомобилей, в ценовой категории от 110 тысяч до более миллиона.
Стоит, к примеру, старенькая синяя вазовская "девятка" 1989 года, цена на нее 120 тысяч рублей, или же ГАЗ 69 1960 года за 180 тысяч — и никак не могут продаться уже на протяжении нескольких месяцев. Такое происходит не только с советскими автомобилями, отметил продавец.
"Конечно, многие завышают цену на свои автомобили, в то время как за приемлемую сумму они уже давно продались бы. Вот 221-й "Мерседес" 2007 года стоит один миллион двести тысяч, цена может и нормальная для него, но сама по себе высокая. Думаю, что она и не продастся вовсе без хорошего торга", — считает продавец автомобилей.
За первые два месяца лета, на столичном авторынке было реализовано около 15 минивенов и более 20 легковых автомобилей, в основном японские, отметил Ваган.
Некоторые тревоги покупателей связаны с возможной зараженностью японских машин радиацией, после аварии на АЭС в Фукусиме, но они беспочвенны заверил Аракелян.
"Все эти машины проходят проверку таможенными службами, и еще не было случаев, чтоб в Абхазию заехал опасный транспорт с повышенной радиацией", — подчеркнул он.
Но, по его словам, была пара инцидентов с так называемыми "утопленниками". Это машины, которые побывали в воде после цунами в Японии. Они были возвращены обратно.
Ассортимент на столичных авторынках нельзя назвать богатым, чего не скажешь о ценах. Если всего пару лет назад можно было купить тот же "БМВ" пятой или третей серии в хорошем состоянии в пределах от 150 до 200 тысяч рублей, то сейчас их цена не меньше 250 тысяч, а то и выше.
По предоставленным Sputnik данным Управления Госавтоинспекции Абхазии, за 2015 года в стране зарегистрировано 34 тысячи 662 единицы автотранспорта, за первые шесть месяцев 2016 года 318. В эти цифры входят автомобили российского и других автопромов.