Член комиссии и руководитель рабочей группы по разработке проекта Государственной программы по репатриации Рамиль Ажиба рассказал корреспонденту Sputnik Бадраку Авидзба о проделанной работе.
— Рамиль, почему была создана комиссия по разработке проекта Государственной программы по репатриации и какие функции на нее возложены?
— Комиссия была создана на основании поручения президента Абхазии, в котором говорилось о необходимости разработки Госпрограммы по репатриации. Насколько мне известно, комиссию формировали по принципу заинтересованности людей помочь в этом направлении. Для более эффективной работы комиссии председателем ГК Республики Абхазии по репатриации Вадимом Харазия было принято решение о создании рабочей группы, на которую были возложены функции по подготовке проекта Госпрограммы для дальнейшего его обсуждения членами комиссии.
— С какими трудностями сталкивается рабочая группа при разработке Госпрограммы?
— В принципе, трудностей никаких не возникало, потому что мы взяли за основу методологию разработки и написания подобных программ. Были определены этапы написания Госпрограммы, базовые подходы к самой проблеме, которые в дальнейшем скажутся на эффективности реализации самой программы.
— Расскажите, какие пункты вошли в документ?
— В пакет Госпрограммы вошли: анализ ситуации, проекты нормативно-правовой базы по социальным гарантиям и механизмам реализации деятельности самого государства в этом направлении. Без этого переход к оперативно-организационному полю работы не может стать эффективным и, конечно, результативным. Было предложено создать специальную межведомственную комиссию, которая будет работать весь период реализации Госпрограммы. Госпрограмма будет реализовываться поэтапно, начиная с 2017 по 2021 годы. На первом этапе планируется принять нормативно-правовые акты, необходимые для организации возвращения соотечественников, проживающих за рубежом. Также создание системы управления Госпрограммой, разработка и согласование проектов местных программ по репатриации и их утверждение. Кроме того, необходимо разработать и осуществить мероприятия по информационной поддержке Госпрограммы на территории Республики Абхазия и за ее пределами. На втором этапе будут созданы условия для возвращения соотечественников — участников Госпрограммы и членов их семей — в Республику Абхазия в рамках местных программ по репатриации. В ходе работы мы изучили практику других государств, где успешно реализовываются аналогичные программы по возвращению соотечественников. С научным обоснованием необходимости реализации Госпрограммы помогал академик АНА Тимур Ачугба.
— Как вы считаете, почему разработка Государственной программы проводится только сейчас, почему раньше не проводилась такая работа?
— С завидной регулярностью вопрос разработки Госпрограммы возникал у всех руководителей страны. Привлекались специалисты, как правило, ведущие ученые-историки, которые добросовестно брались за написание не программы, а концепции Госпрограммы, в которой содержались очень правильные идеи и установки. Но концепция концепцией, а программа — это системный подход, в написании которой как раз и нужно использовать концептуальные положения, которыми наши ученые хорошо владеют. Если сказать простым языком, то все ранние наработки нужно было систематизировать и придать всему этому вид окончательного документа, в котором будет самое главное — механизмы реализации пунктов проекта Госпрограммы. Чтобы реализовывать пункты Госпрограммы, необходимо правовое обеспечение — это, как минимум, 11 постановлений Кабинета Министров Абхазии, разработку проектов которых рабочая группа также взяла на себя до конца текущего года. Затем работа над организационно-управленческими мероприятиями и над информационно-аналитическим сопровождением.
— Что нужно сделать, чтобы механизм заработал системно?
— Вы, наверное, заметили, что я не привожу никаких цифр, не оправдываю недостатки, а больше подвожу вас к расстановке акцентов. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, нужно начать серьезную дискуссию. Для серьезной дискуссии необходимо вначале этой проблеме уделить один час, из которого 50 минут — определиться в терминах и понятиях, а за 10 минут решить, что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась; безотлагательно начать работу по рассмотрению и утверждению Госпрограммы по репатриации; провести разовый мониторинг "Настроения соотечественников, их отношение к проблеме репатриации"; подготовить и провести в Парламенте Абхазии слушания на тему "Репатриация как моральный долг"; дать комментарий (разъяснения, толкования) терминов и понятий, употребляемых в законодательных актах в области репатриации, чтобы никому не было повадно толковать законы, как им кажется.
Думаю, что никому не стоит объяснять, что демографическая политика и есть, по сути, вопрос выживания нации и государства. На этот факт указывает созданный в свое время демографический фонд, а затем он был реорганизован в Госкомитет по репатриации, насколько я помню. По замыслу создателей, госструктура по репатриации должна проводить работу по возвращению соотечественников, проживающих за пределами Республики Абхазия. Получилось, что демографическая политика Абхазии слилась с репатриацией. Это была большая ошибка тех, кто принимал такие решения, и на это есть довольно серьезные доводы, как морально-нравственной конструкции идеи, так и перспективы реализации этих двух разных направлений деятельности страны, которая за свою историю оказалась в тяжелейшем положении выживания нации, а затем и государства. От добросовестно заблуждающихся, как мною принято говорить, оппонентов можно услышать разные версии увеличения титульного сословия, но все они, как правило, сводятся к одной, на их взгляд, идеи — возвращения соотечественников, и на этом ресурсе предлагают решить многие вопросы — прироста населения, использования интеллектуального потенциала и трудовых ресурсов. Такая идея и такой подход в корне не верны для такого судьбоносного направления деятельности государства. Своих соотечественников мы пытаемся возвратить не для чего-либо, а это наш святой долг. И правильно сказал Вадим Харазия, что это наша национальная идея. А в ней никак не может быть никаких условностей.