Sputnik, Асида Квициния.
Щемсеттин Пилия, репатриант из Турции, исполнив свою мечту, вернулся на свою историческую родину и открыл первый в стране цех, производящий турецкие сладости рахат-лукум.
Жизнь по другую сторону моря
"В детстве, когда мне не было и полугода, моя мама пела мне колыбельную на абхазском, я спал сладко, не просыпаясь. Она говорила, что стоило ей начать петь на турецком, как мой крик был слышен во всей округе", — вспоминает, улыбаясь, Щемсеттин Пилия.
По словам репатрианта, соблюдать традиции, находясь за тысячу километров от дома, было гораздо проще, но называть себя абхазом и говорить на своем языке было строго запрещено.
"В школу я пошел в семь лет. Там за разговоры на родном языке нас строго наказывали, заставляли стоять у доски полтора часа и платить штраф 25 лир. Однажды мой учитель поймал меня на этом и приказал написать сто раз на доске: "Спасибо, Всевышний, что создал меня турком!" Но, как только он вышел из класса, я быстро стал писать: "Спасибо, Всевышний, что создал меня абхазом!" Когда мой учитель вернулся, он не смог разобрать, что было написано на доске и, возмущаясь, стал спрашивать моих одноклассников. Когда же он понял, что именно я написал, он сильно разозлился и ударил меня", — рассказал репатриант.
Эта история имела бы серьезные последствия, признался Щемсеттин, но преподаватель глубоко уважал его отца и на то, что произошло, решил пожаловаться лично.
"Когда мой учитель пришел к нам в гости, чтобы пожаловаться на мое несносное поведение, я находился по соседству у своего дяди и тихо плакал, думая, что подвел своего отца. Я не знаю, о чем они говорили, но, когда вернулся домой после ухода моего учителя, отец позвал меня к себе и спросил, что именно произошло. Я не выдержал и стал возмущаться. "Он хотел, чтобы я назвал себя турком, но я ведь абхаз и не хочу быть никаким турком", — в страхе произнес я. Мой отец, внимательно выслушав меня, подошел поближе и поцеловал прямо в макушку, как обычно делали у нас отцы, когда хотели показать, что гордятся детьми. Ко всему этому он добавил, что я поступил правильно и что его сын вырос настоящим мужчиной и истинным абхазом", — вспоминает Щемсеттин.
Если нет воспитания, то и язык твой никому не нужен
Абхазы, на долгое время потерявшие связь с родиной, продолжали хранить все традиции и обычаи своего народа, сумели сохранить родной язык и следовать моральному кодексу абхазов "апсуара", считает Метин Пилия.
"Мы знаем то, чему нас научили наши отцы и деды. Мы ничего не взяли от турок, стараясь сберечь свое родное. И то, что мы знаем сейчас, мы передаем своим детям. Культуры и норм поведения, которыми наградил Бог абхаза, нет ни у одного народа в этом мире. Мало просто родиться абхазом, необходимо соблюдать все нормы поведения, ведь истинного абхаза определяет его воспитание. Поведение красит человека. Если нет воспитания, и язык твой никому не нужен. У нас есть образованные люди, лишенные этого воспитания. Когда оно в тебе заложено, ни государство, ни суд не нужны, оно само тебя ведет. Ты должен знать, как вести себя с младшим, как говорить со старшим. Старший – это голова, младший – ноги, голова без ног никуда не годится, как и ноги без головы. Старшее и молодое поколение должны работать вместе. Но есть и 80-летние, которых сложно старшими назвать. Старший должен быть мудрым, он должен уметь говорить правду, его репутация и репутация его семьи в обществе важна, потому что иначе слова его не будут иметь значения, с ним не будут советоваться", — считает репатриант.
Семья Щемсеттина Пилия после трагедии махаджирства смогла обосноваться в турецкой деревне Дюджей, недалеко от Адапазары. Из-за большого числа абхазов она считается абхазской деревней.
"Сейчас наша семья живет в городе Хендекь под Адапазарой. У нас есть своя школа, где учатся около 200 детей с ограниченными возможностями. Школу возглавляет моя старшая дочка, всего у меня четверо детей. Есть у нас столовая. Ведем семейные дела вместе", — рассказал репатриант.
По словам Метина Пилия, вернуться в Абхазию было его мечтой, но осуществить он ее смог только в 2008 году.
"Окончательно в Абахзию я переехал в 2012 году. Я человек уже в возрасте, у меня есть дети, свое дело в Турции, но мне очень хотелось сделать что-нибудь для своей страны, принести какую-нибудь пользу. И Бог видит, что было у меня на душе и какими причинами я руководствовался. Мои братья, переехав в Абхазию, открыли тут магазинчик и стали привозить сладости из Турции на продажу. Я подумал, что мы покупаем у других стран, а сами ничего не производим. Доход получают эти страны, у которых мы делаем закуп, а казна нашей страны никак не пополняется. А если не пополнять казну и не работать на свое государство, жизнь в стране не станет лучше и богаче. Так мне пришла идея создать свой небольшой цех турецких сладостей, которые известны в мире под названием "рахат-лукум".
Чтобы производить рахат-лукум, делится секретом Щемсеттин, нужны определенные условия, которые не везде есть. Важную роль в приготовлении хорошего лукума играет чистая вода. В Турции не везде она есть, и поэтому только в определенных местах страны производится рахат-лукум, добавил он.
"Прежде чем начать производить лукум здесь, я изучил всю систему и все, что с ним связано. Научился сам его готовить. Закупил все необходимое для работы и стал выпускать пробные варианты абхазского лукума. Туристы, которые пробовали наши сладости, были сильно удивлены. Они утверждали, что по вкусу он не похож ни на турецкий, ни на любой другой, который им приходилось пробовать. Я думаю, наш лукум так отличается от других, потому что у нас такие чистые вода и воздух. Продукты, которые я добавляю при готовке, натуральные и местного производства. Одна российская фирма сладостей заинтересовалась нашим лукумом и предложила нам сотрудничать. По договору мы должны будем продавать по 10 тонн лукума ежемесячно. Учитывая пошлину, вывоз нашего лукума будет хорошо пополнять абхазскую казну. Для страны и народа это будет очень полезно", — объяснил Пилия.
По его мнению, народ, как и государство, должен стараться для своей страны, работать и решать ее проблемы.
"Когда я приехал из Турции, государство предложило мне дом, но я отказаться. Я решил все заработать своим трудом и своими силами. Я хочу иметь только то, что я сам заработал, мне чужого не надо, я буду стараться сделать все сам. И все, что я делаю, остается здесь, в Турцию я ничего не отправляю и для нее не стараюсь. У государства много проблем, много всего им приходиться решать, а мы, как граждане и просто люди, которые любят свою страну, должны заботиться о нем и помогать всем, чем можем", — считает предприниматель.
Щемсеттин Пилия старается развить свой маленький бизнес турецких сладостей в Абхазии. В скором времени и дети репатрианта собираются приехать на свою историческую родину, чтобы помогать и поддерживать своего отца в его работе на благо Абхазии.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах