Истории известны великие женщины. Одних только цариц, императриц, княгинь, женщин-дипломатов не счесть. Многие из них пользуются и сегодня большим авторитетом среди своих подданных, например, английская королева. У всех на слуху великая императрица России Екатерина Вторая, в мировую историю вошли Голда Мейер — женщина, которая стояла у истоков создания еврейского государства, Индира Ганди — индийская женщина-политик, которая вывела одну из беднейших бывших британских колоний на уровень крупнейших держав мира. А Железную леди Маргарет Тэтчер, которая руководила Кабинетом министров Великобритании дольше своих предшественников, считают самым ярким образцом женщины в политике.
В истории абхазского народа также было много влиятельнейших женщин, сыгравших большую роль. К примеру, Сария Лакоба — величайшая женщина Абхазии, как ее называл писатель Фазиль Искандер. О жизни Сарии рассказывает в своих книгах “Не могу забыть”, и “Моя Абхазия. Моя судьба” Адиле Аббас-оглы, невестка Сарии. Она вынесла большие испытания и рассказала о кошмарах той эпохи.
Сегодня хочу поговорить об абхазской женщине, о ее роли. Женщина издревле занимала важное место в абхазском обществе. Сатаней Гуаша, мать великих Нартов — один из главных образов. Многие ученые, исследующие абхазскую мифологию, замечают, что среди древних богов абхазского пантеона встречается много женщин. Главным существом в культе абхазов была Анан - Великая Божья Матерь.
Как отмечал в своей работе "Абхазская мифология – древнейшая?" исследователь абхазского языка и мифологии Омар Беигуаа: "Абхазских богинь было больше, чем богов, что говорит о наличии матриархата у древних предков этого народа. Имена большинства богинь имеют окончание "ана" (в значении "мать"). Для абхазов слово "ан" священно, так как означает "мать". Слово "ан" сочетает в себе неиссякаемый источник бессмертия, огня, тепла. Сатаней является родоначальницей и главой рода, устроительницей домашнего очага.
Одной из древнейших богинь у абхазов являлась Атана – богиня мудрости и знаний. Она поражала всех своей мудростью. Похожих на нее женщин называли Атана или говорили, что "она подобна Атане".
Самыми известными богинями до первой половины XX века у абхазов была Джаджа – богиня полеводства и огородничества, Дзызлан-Дзахкужв – покровительница вод, дочь бога охоты Ажвейпшаа — покровительница охотников, Анана-Гунда – богиня пчел, Сауна – богиня мукомолья и жерновов.
Вся история абхазского народа представляет собой непрерывную борьбу с иноземными завоевателями. Тяжелые времена выработали в народе трепетное отношение к женщине. Абхазская пословица гласит: "Кто из нас не рожден женщиной?" А ведь, казалось бы, такая простая фраза содержит в себе весьма глубокий смысл. Другая абхазская пословица говорит: "Как ты смеешь переступить через священные узы материнства, что может быть выше материнского молока".
Абхазские женщины были не только матерями, сестрами, племянницами. Часто они вместе со своими отцами, братьями и мужьями становились на защиту родины. Еще древнегреческий историк Эсхил (V-IV века до н. э.) писал: "И девы – обитательницы Колхидской земли – бестрепетные в боях". Помимо поддержания семейного очага, абхазская женщина активно принимала участие в политической и общественной жизни своей страны. Издревле абхазские женщины выполняли роль миротворцев.
Истории Абхазии известны прекрасные ораторы-женщины. Еще в 60-х годах XIX в селе Лыхны на очередном собрании народа, где решались насущные вопросы, с блестящей речью выступила местная жительница. За встречей наблюдали представители царской власти. На вопрос: "Кто эта женщина, так мастерски владеющая словом?" она с гордостью ответила: "Я из сословия анхаю, невестка рода Гумба, сама я Бганба!"
Абхазские женщины всегда почитались в обществе. Еще в начале XX века, обращаясь к молодому поколению, одна абхазская женщина говорила: "Современная, якобы культурная женщина в поисках какой-то свободы, какого-то равноправия, какой-то безумной и бешеной жизни утратила то обаяние, которым она пользовалась у мужчин. Наша женщина была дитя природы и шла с природой. При наружном подчинении она была равноправна с мужчиной и в годину бедствий также равноправно защищала родину, свой очаг наравне с мужьями и братьями. Все наши герои вели войны за очаг, за семейное счастье".
Как писал Омар Беигуаа, абхазские женщины получали идеальное домашнее воспитание и выделялись среди женщин Востока своей изысканностью, благородством и аристократизмом.
Еще известный просветитель,краевед, писатель Константин Мачавариани описал идеальные черты женщины абхазки в XIX — начале XX веков: "Идеальными чертами женщин считают, когда она пленяет всякого своей красотой, манерами, и грациозной ловкостью, когда она умеет обшивать мужа и детей, умеет готовить разнообразные блюда, когда она гостеприимна, неустрашима, но при этом скромна, женственна, а в случае нужды мужественна, храбра…".
Известный абхазский ученый Шалва Инал-ипа к признакам внешней женской красоты относил хороший рост, стройность, высокую красивую шею, тонкую талию, узкие маленькие стопы и кисти с длинными пальцами и ногтями, белую кожу с розовым оттенком, высокий лоб, тонкие брови, большие сияющие светлые или темно-карие миндалевидные глаза, с длинными густыми ресницами, белые зубы, маленький рот. Кроме того, женщины должны были обладать грациозной походкой и изящными манерами. Густые длинные волосы, сплетенные в две косы, извивающиеся по спине и доходящие почти до колен. Таков был образ абхазской женщины, женщины-матери, дочери, сестры и защитницы.
Сегодня существуют множество возможностей для самореализации абхазской женщины. Женщины прекрасно справляются как с ролью матерей, так и с ролью руководителей, организаторов, политиков. Однако с развитием цивилизации тип абхазской женщины стал немного видоизменяться, что-то поменялось. Поменялись некоторые традиционные черты абхазской женщины, но самое главное, что абхазская женщина сохраняет в себе черты прародительницы.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах