СУХУМ, 14 авг – Sputnik, Бадрак Авидзба. Начало Отечественной войны 14 августа напоминало съемки боевика, сказала в интервью радио Sputnik начальник штаба медико-санитарного батальона Виктория Хашиг.
"То есть происходящее не воспринималось реальным. Этот день для меня начался в Сухуме. Я работала врачом-стоматологом, с утра я находилась на работе. Между приемом пациентов я сидела и читала книгу Джеймса Чейза. В тексте описывалась стрельба, читая книгу, я думала о том, как хорошо пишет автор, что мне кажется, что я слышу стрельбу наяву. Но потом коллеги сказали мне, что вошли войска Госсовета и обстреливают Сухум. Так я узнала о том, что началась война", — рассказала Хашиг.
Мать Виктории тогда находилась в Новом Афоне. После известия о начале боевых действий она поспешила к матери.
"Я решила ее эвакуировать в Сочи, где живет мой дядя, но у меня это не получилось сделать, потому что, когда мы подъехали к Цандрыпшу, нас там обстреляли грузинские десантники", — говорит она.
После неудачной попытки отвести мать в Сочи Виктория привезла ее в Гагру.
"Я оставила мать в Гагре, подъезжая к Бзыбскому мосту, увидела людей, которые пытались вывезти родственников. Меня попросили вывезти людей, я была на своей машине и начала вывозить людей в безопасное место. Затем начал высаживаться грузинский десант, тогда уже перекрыли дорогу в Гагру. Я ехала в районе эстакады в Гагре, в мою сторону ехал КамАЗ, и откуда-то снизу прозвучала автоматная очередь по нему. После стрельбы КамАЗ перевернулся. Справа и слева лежали трупы, это воспринималось очень нереально", — отметила Хашиг.
Радиоверсию беседы слушайте здесь >>
Выехав за город, Виктория уже не смогла вернуться в Гагру за матерью, ей пришлось уехать в Новый Афон.
"Мою маму четыре раза водили на расстрел, но, слава богу, она уцелела. За время пребывания в Гагре, она похудела килограмм на двадцать. До взятия города в октябре она была там. Я не думала, что найду ее живой", — подчеркнула она.
Вернувшись в Новый Афон, Виктория поняла, что единственное место, где она может быть полезной – фронт, ее медицинская помощь фронтовикам.
"Нас в институте готовили как военных хирургов. Организация медицинской службы была приоритетной в нашем институте. У меня не возникло никаких сомнений или вопросов, где я могу быть полезной в такое время, и пришла в больницу в Афоне. Первым местом, куда я ушла, это была спортивная база в Эшере, в подразделение Качубея Авидзба", — рассказывает Хашиг.
По ее признанию, находясь на фронте, ей не сложно было регулировать организацию и работу медицинской службы.
"Я сама отслеживала ситуацию и определяла, где необходимы санинструкторы, где нужен санитарный транспорт. Большую помощь в организации медслужбы оказал Мушни Хварцкия. На фронте проблем с транспортом никаких не было", — сказала она.
В начале войны была проблема с людскими ресурсами, постоянно работали до 40 человек.
"Их сменить было практически невозможно, из них человека три были медиками, затем к нам присоединилась врач Лия Пачулия. Людей сначала надо было обучить. С первого дня войны, кто находился у меня в подразделении, быстро обучались, никаких проблем у меня с ними не было", — рассказывает врач.
Во время Отечественной войны многие медсестра погибли, говорит Виктория Хашиг.
"В октябре 1992 года у нас погибли две девочки во время позиционной войны, это Гвинджия Лолита и Квициния Гунда. Они посмертно награждены орденами Леона. В Нижней Эшере, когда получили информацию о раненых, они поспешили на помощь и во время артиллерийского обстрела погибли", — с горечью вспоминает Хашиг.
14 августа 1992 года отряды Национальной гвардии Грузии под предлогом охраны железной дороги вторглись на территорию Республики Абхазия. Вторжение в Абхазию носило кодовое название "Меч".
Грузинская армия встретила вооруженное сопротивление со стороны абхазских ополченцев и пришедших им на помощь добровольцев с Северного Кавказа и юга России. Война длилась 413 дней и ночей. Победа Абхазии над Грузией была одержана 30 сентября 1993 года.