00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ажәабжьқәа 13:00
13:02
3 мин
Ажәабжьқәа 13:30
13:31
3 мин
Новости 14.00
14:01
3 мин
Новости 14.30
14:30
3 мин
Ажәабжьқәа
18:01
3 мин
Новости
18:31
3 мин
Ажәабжьқәа
21:01
3 мин
Новости
21:31
3 мин
On air
08:00
31 мин
On air
08:30
31 мин
On air
13:00
31 мин
On air
13:30
31 мин
Исторический ликбез
Каратели-чужеземцы в СС: как немцы у финнов черепа измеряли
14:04
23 мин
Исторический ликбез
Массовый террор: чем "прославились" финские эсэсовцы в СССР
14:33
24 мин
On air
18:00
30 мин
On air
18:30
31 мин
On air
21:00
30 мин
On air
21:30
31 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Гагра101.3
г. Гагра101.3
г. Сухум103.2
г. Гудаута105.9
г. Очамчира100.7
г. Ткуарчал102.5
г. Пицунда101.7
Вечерний Сухум - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Стреляй, ешь, молись: как в Абхазии отмечали рождение детей

© Fotolia / SushytskaНоворожденный ребенок с матерью
Новорожденный ребенок с матерью - Sputnik Абхазия
Подписаться
Абхазы с трепетом относились к обрядам и ритуалам. Многие из них сохранились и по сей день. Sputnik Абхазия подготовил материал об абхазских обрядах и ритуалах, которые проводили после рождения ребенка.

Sputnik, Сария Кварацхелия

Рождение ребенка в абхазских семьях исстари считалось главным событием жизни. Если в семье рождался наследник, говорили, что очаг никогда не погаснет. Если же рождалась наследница, то абхазы радовались, но не столь сильно.

Стрельба, колыбель и первые зубки

После рождения ребенка мужчины должны были выстрелить. Поначалу стреляли, только если на свет появлялся мальчик, позже стали брать в руки оружие и после рождения девочек. Если в семье никто не стрелял, то это считалось плохим знаком.

Различными магическими действиями у абхазов сопровождался процесс укладывания младенца в агару (колыбель — абх). Новорожденного укладывали в колыбель только на третий день после рождения. Лучшими днями считались вторник, четверг и суббота. В понедельник вовсе не укладывали ребенка в колыбель, так как считалось, что этот день мешал ребенку расти. Перед тем как уложить ребенка в агару, произносили пожелания: "чтобы ты светился, как солнце, наполнился, как луна". Эти пожелания считались обязательными.

Кроме этого считалось, что до появления первого зуба нельзя было расчесывать волосы ребенку. В старину считали, что от расчески зубы вырастут редкими, "отдаленными друг от друга, подобно зубьям расчески".

Прадзнование Ажьырныхуа в селе Отхара - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Заячья трава и белая коза: абхазские обряды при бездетности

До появления первого зуба ребенка также нельзя было подносить к зеркалу. Это делалось для того, чтобы ребенок вырос красивым.

Молитва о здоровье

Для здоровья ребенка и его защиты от злых сил абхазы прибегали к высшим силам. Через три недели после рождения ребенка в дом приглашали старуху-молельщицу, которая проводила жертвенный обряд Нан-ахкуав (покровительница детей в традиционной религии абхазов). Исполнение этого обряда гарантировало ребенку здоровье и благополучие.

В жертву богине приносили курицу, ачашв, аиладж (мамалыга, заправленная кисломолочным сыром), арашы (ореховый соус), вино и две свечи. Жертвенную пищу должна была приготовить молельщица, хотя ей могли помогать и другие женщины.

Сначала молельщица в доме приносила в жертву богине Нан-ахкуав курицу. Во время жертвоприношения присутствовали мать с младенцем.

После приготовления пищи, начиналось моление, которое проводилось в два этапа. Первый – Адиныкуа, второй – Ажиахара.

Архивное фото - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Дал попить - должен жениться: магические обряды абхазов

Адиныкуа проводили в гостиной, куда приглашали мать с ребенком. Их могли сопровождать женщины и дети. Мужчины в обряде не присутствовали. В центре комнаты ставили небольшой стол с жертвенной пищей. Рядом со столом мать с младенцем на руках становилась на колени. Жрица обращалась к богине со словами: "Нан-ахкуав, если ты спишь, то проснись, если бодрствуешь, то выслушай нас".

Второй этап – Ажиахара – проводился в комнате ребенка.  Он во многом схож с первым.

В конце моления жрица брала небольшой сосуд, в который наливала воду, водку, вино, ореховый соус и клала по куску от каждого блюда. Сосуд нужно было три раза обвести вокруг головы матери с младенцем и после завершения обряда содержимое сосуда выбрасывалось рядом с могилами. А всю оставшуюся пищу могли съесть только женщины и дети.

Лента новостей
0