Сария Кварацхелия, Sputnik
В традиционной культуре абхазов Новый год отмечается не 31 декабря, а 13 января. Как и у многих древних народов, у абхазов это время, когда происходит разделение года надвое. Словом, пограничное состояние природы. Абхазы считали, что в этот период усиливалось действие злых духов.
"Наступает новый этап. В это пограничное время абхазы считали, что усиливается действие злых духов. Согласно философии абхазов, хорошее и плохое следуют друг за другом. Они знали, что перед Новым годом сила зла приумножалась, и зло пыталось одержать верх над добром. Абхазы это понимали и заранее готовились", – рассказала фольклорист Абхазского института гуманитарных исследований Цира Габния.
Подготовка начиналась уже 12 января. Вся семья проводила обряд омовения. Считалось, что вода смывает все плохое.
Чтобы огородить себя и свое жилище от злых духов, абхазы окружали двор деревьями, которые оберегали их. Поэтому в садах часто сажали яблоневые деревья, грушу, дуб, граб.
Оберегами выступали и черепа лошади или медведя. Считалось, что они не пропустят злые духи в дом.
Со временем некоторые ритуалы трансформировались, а некоторые и вовсе подзабылись.
"Например, в старину были своего рода обереги. Чтобы обезопасить себя от злых духов, абхазы приносили в свои жилища шкуру волка, медведя, лисы. Утром 14 января абхазы большое значение придавали первому гостю, который приходил к ним. Если у человека был плохой глаз, то это было нежелательно, но даже в таком случае хозяева не прятались, прежде чем выйти к гостю, хозяин дома проводил защитные обряды. Он обводил шкуры медведя, волка или лисы рукой и говорил: "Если гость пришел с нечистой душой или чем-то плохим, то пусть это плохое останется у него. Также перед домом насыпали линию из золы", – рассказала Цира Габния.
Плющ, орех и священная корова
Сегодня главными оберегами у абхазов считаются ветки плюща и ореха. Утром 14 января хозяин дома собирает венок из плюща, вешает на калитку или входную дверь.
"Издревле веткам плюща придавалось особое значение. Наши предки считали, что у них имеется особая сила, которая может защитить весь дом, всю семью. Обряд внесения и развешивания вечнозеленых веток осуществлялся 14 января, – пишет в своем исследовании абхазский историк Фарид Кобахия.
Организационными делами этого обряда занимался представитель мужского пола, то есть хозяин дома. С самого раннего утра он готовился к совершению обряда.
Все начиналось с того, что хозяин дома приводил себя в состояние ритуальной чистоты, после чего шел на поиски вечнозеленого растения. Перед тем как переступить порог дома с плющевыми ветками, хозяин произносит молитвенную речь:
"… Иа Анцәа ду ҳуҳәоит
улаԥш ҳхызарц, уаҳхылаԥшарц.
Ҳазҭалаз ашықәс лыԥхала ҳҭаларц.
Амашәыр ҳҟәыгаз.
Ҳаҩнаҭа абарақьаҭра агыумыжьырц ҳуҳәоит…".
Читайте также:
- Из глубины веков: Ажьырныхуа в объективе Sputnik - фотолента
- Габния об Ажьырныхуа: излюбленный абхазами праздник, который объединяет
- Сотворение мира, или Ажьырныхуа: традиции празднования и верования абхазов