Удар ниже пояса: США решили отнять у Европы небо

© Sputnik / Максим Блинов / Перейти в фотобанкСамолет Airbus A330
Самолет Airbus A330  - Sputnik Абхазия, 1920, 08.12.2022
Подписаться
Из-за антироссийских санкций и наложенных ответных санкций уже со стороны России страдают многие области мировой экономики и промышленности, в том числе авиастроение.
Авиаконцерн Airbus использовал российское сырье — качественный и недорогой титан. Теперь европейские авиапроизводители под давлением Вашингтона от этого отказываются, ищут других поставщиков. Это неизбежно приведет к росту издержек и утрате конкурентоспособности. В закономерности подобных последствий для РИА Новости разбирался Даниил Низамутдинов.

В течение месяцев

Легкий, прочный и тугоплавкий титан необходим для изготовления двигателей и шасси. Россия — давно ведущий игрок на этом рынке и проверенный поставщик высококлассного сырья по приемлемой цене.
Американская корпорация Boeing уже разорвала связи. Европейской Airbus, разумеется, тоже этого не избежать. Причем, по словам главы оборонного и космического подразделения компании (Defence & Space) Михаэля Шольхорна, это "вопрос месяцев, а не лет".
"В настоящий момент мы по-прежнему закупаем определенную долю российского титана, однако, к счастью, находимся в процессе обретения независимости от этих поставок", — сообщил Шольхорн журналистам на ежегодной конференции Airbus в Мюнхене.
Он отметил, что при изготовлении военной техники сырье из России уже не используют, но для переключения гражданского самолетостроения на альтернативных поставщиков потребуется некоторое время.
Крупнейший в мире производитель титана — "ВСМПО-Ависма". По оценкам экспертов, эта корпорация обеспечивала до 40% потребностей Boeing и до 60 — Airbus.
К 80-летию ВДНХ - Sputnik Абхазия, 1920, 05.12.2022
Россию продолжает спасать советское наследство

Санкции против себя самих

В июне генеральный директор Airbus Гийом Фори на генассамблее Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Дохе призывал не накладывать эмбарго на импорт металла.
Его услышали: несмотря на весь санкционный раж, запрета нет до сих пор.
"А если Россия накажет Запад, прекратив поставки титана, это может погубить "ВСМПО-Ависма". Это одна из немногих сфер, где ни одна из сторон не заинтересована в изменении текущего положения дел", — аргументировал Фори.
Он отметил, что Airbus располагала запасом титана и титановых деталей на срок от шести до 12 месяцев. Кроме того, в первой половине года импорт из России нарастили, чтобы увеличить стратегический резерв.
Что нужно знать об эмбарго ЕС на российскую нефть? - Sputnik Абхазия, 1920, 05.12.2022
Эмбарго ЕС на российскую нефть: что нужно знать
Однако политика важнее бизнеса. И руководство европейского концерна все это время металось по миру в поисках альтернативных поставщиков.

Дефицит неизбежен

Помимо России, титан производят Япония, США, Китай и Казахстан. Проблема в том, что для аэрокосмической отрасли нужно премиальное качество, а такого сырья лишь восемь процентов.
Остальное идет в другие сферы. В частности, Китай и Казахстан специализируются на титановой губке и выпускают очень мало металла, подходящего для авиации. К тому же нужна сертификация, а это очень хлопотно.
По словам эксперта Французского института международных отношений Рафаэля Данино-Перро, авиастроители в первую очередь рассчитывают на Японию. Однако дефицит неизбежен.
Что такое параллельный импорт и как он будет работать? - Sputnik Абхазия, 1920, 01.12.2022
Что такое параллельный импорт и как он будет работать
Перро также обращает внимание на то, что разрыв с Россией означает отказ не только от самого титана, но и от сопутствующих технологий "ВСМПО-Ависма", которые высоко ценятся.

Последствия для сторон

Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что Airbus, конечно, выкрутится. Вопрос в том, во сколько это обойдется. "Наверняка детали из титановых сплавов подорожают на 50%", — считает он.
Что касается "ВСМПО-Ависма", предприятию поможет расширение производства отечественной авиатехники.
По мнению аналитика ФГ "Финам" Алексея Калачева, "ВСМПО-Ависма" получит государственные заказы. Наверное, придется менять структуру производства, развивать новые направления бизнеса, искать сбыт в других отраслях: например, в химической.
Эксперты не исключают и того, что Airbus продолжит покупать российский титан через посредников. Скажем, сырье пойдет на Восток, а оттуда на европейский рынок. Конечно, с существенной накруткой.
Мужчина идет через раздвижную дверь со звездами Европейского Союза - Sputnik Абхазия, 1920, 28.11.2022
Против России открыт "второй фронт", но Запад не знает, как его прокормить
Все это грозит Airbus потерей конкурентоспособности. Boeing все же меньше зависела от поставок из России и лучше подготовилась к разрыву.
Не стоит забывать и о разрушительном влиянии на экономику ЕС принятого недавно в США закона об инфляции. Благодаря налоговым льготам и субсидиям американские компании получают конкурентные преимущества, также создается благодатная почва для переезда предприятий из Старого Света за океан.
Сгладить ситуацию надеялся Эммануэль Макрон, посетивший США с государственным визитом. Но он вернулся в Париж ни с чем: Байден от своих планов не откажется. Бизнес есть бизнес.
Лента новостей
0