Как работает Государственная инспекция Абхазии по карантину растений и что входит в ее основные задачи, рассказал в интервью радио Sputnik замглавы ведомства Алмасхан Кецба. Беседовала Белла Кварчия.
Sputnik
– Что входит в основные задачи и функции Государственной инспекции по карантину растений?
– Главная задача – защита территории страны от проникновения и болезней, и сорняков. Есть внешний карантин растений и внутренний. Внешний – это мероприятия, направленные на недопущение ввоза с импортным материалом карантинных вредителей, болезней и сорняков.
– Как ваши инспекторы проводят эту проверку и что при этих мероприятиях обнаруживается?
– Когда грузоперевозчики заезжают на абхазскую сторону, наш инспектор выходит, идет досматривать машину. При досмотре он отбирает образцы, на границе открыта экспресс-лаборатория, после заключения лаборатории дается разрешение, выдается карантинный сертификат, и таможня оформляет груз.
– В связи с тем, что весной активизируются работы на земле, как проверяется посадочный материал?
– Я рассказал о внешнем карантине, но есть и внутренний. Это проведение карантинных мероприятий, направленных на предотвращение распространения карантинных объектов внутри страны. Что касается посадочного материала, также отбираются образцы, после заключения лаборатории дается разрешение на дальнейшее положение груза на место назначения.
К счастью, на моей практике в посадочных материалах мы пока ничего не обнаружили, но могут попасться различные объекты. Хочу добавить, что начался вегетационный период. В этом году в связи с погодой он начался позже обычного. С 1 мая по 25 мая доставлено 1956 образцов, это плодовые, цитрусовые.
– Проверки проводятся выборочно? Бывает, что к вам обращаются с просьбой проверить, насколько безопасен тот или иной продукт?
– Да, к нам обращаются с подобными просьбами, к счастью, пока не обнаружили опасных объектов. С начала вегетационного периода мы распределили группы по всем районам республики, вместе с администрациями районов и сел обследуют все населенные пункты.
Наша задача – выявление карантинных объектов, если мы их выявляем, дальше занимается станция защиты растений при Минсельхозе. Они занимаются лечением, наша задача – выявить.
– Что самое сложное в вашей работе?
– Самое главное – тщательный отбор образцов. Это не просто пошел и срезал веточку, должен смотреть агроном, который знает свою работу. При обнаружении каких-либо объектов, он предоставляет образцы в центральную лабораторию. Центральная лаборатория уже после исследования выносит свой вердикт.
– Вы говорите, что редко когда что-то обнаруживаете, но у нас есть растения, которые часто и тяжело болеют. Почему мы это обнаруживаем, когда нужно предпринимать кардинальные меры? Помните ситуацию с пальмами, когда пришлось уничтожить много пальм.
– Если говорить о пальмах, они были завезены в Абхазию, это было установлено еще в 2017 году. Это пальмовый долгоносик, после выявления, конечно, занялись лечением, да, много пальм погибло, но ведется лечение.
Если говорить о наших функциях, у нас есть тепличные хозяйства. Мы занимаемся выявлением калифорнийского цветочного трипса и томатной моли.
– Чем они вредны и какой ущерб наносят растениям?
– Они не вредны для человека, но наносят ущерб хозяйствам. В этом сезоне мы уже поставили более трехсот ловушек в тепличных хозяйствах, есть определенное время от 10 до 15 дней, потом их снимут, доставят в лабораторию где будет проходить экспертиза. Но теперь виды вредителей, о которых я говорил, в Абхазии еще не выявлялись. У нас есть ограниченное количество американской белой бабочки, картофельная моль, колорадский жук, который распространен в Абхазии десятки лет.
– Какова ситуация с мраморным клопом в этом сезоне, он наверное уже вышел из спячки?
† Популяция мраморного клопа в последние годы уменьшилась. Самый эффективный способ борьбы, как показала мировая практика, – это ручной сбор. Он дал результат в Абхазии. Мы даем рекомендации о том, что с начала весны нужно провести ручной сбор в подсобных и складских помещениях, где зимуют клопы.
– Скажите, сейчас в Абхазию ввозятся различные декоративные растения не только фруктовые, но и экзотические?
– У нас на данный момент стоит запрет на завоз декоративных растений. Если частное лицо или государство захочет завезти, то они должны иметь фитосанитарный документ о происхождении растения, это обязательно.
– Фитосанитарные сертификаты, которые вы выдаете, принимаются?
– Да, конечно. Ни частное, ни юридическое лицо не провезет ни одного килограмма цитрусовых, ни подкарантинного материала. В цитрусовый сезон (2021-2022) нами было выписано более 13 тысяч сертификатов.
– Чтобы получить такой сертификат, частное лицо должно к вам обратиться самостоятельно на границе?
– Да, наш инспектор проверяет, досматривает машину, оформляет, и человек проезжает на российскую сторону.
– Допустим, человек собрал у себя на участке мандарины, приехал к вам, чтобы получить сертификат. Вы обследуете продукцию или смотрите визуально и пропускаете?
– В течение года мы мониторим ситуацию по всей республике, наши инспектора работают во всех районах, как я уже отмечал. Но все равно на границе инспектор обязательно проводит визуальный осмотр. Если что-то обнаруживает, то есть экспресс-лаборатория, где проводят экспертизу.
– Сейчас активный сезон клубники, какова ваша работа в этом плане?
– Я до этого говорил, что во всех тепличных хозяйствах выставлены ловушки по выявлению калифорнийского трипса. Он у нас не обнаружен, клубнику можно экспортировать. На сегодня вывезено 84 тонны клубники. Если сравнивать с прошлым годом, то было экспортировано 54 тонны.
Более 80% клубники сбывается здесь, внутри абхазского рынка. На данный момент экспортируется в основном клубника, также вывозят лук порей и сельдерей.
– Ареал распространения вредителей по всей республике или в определенных местах?
– Есть места, где их встречается больше. Если брать прошлые года, то распространение американской бабочки обострилось. Обострение потом само спадает, но каждый хозяин приусадебного участка должен срезать поврежденные ветки и сжигать, это самый лучший метод.
– Что касается орешников, бывает, что деревья поражаются грибком.
– Да, грибковое заболевание есть, занимаются лечением плантаций, и, насколько мне известно, лечение помогает. За сезон деревья надо лечить два-три раза.
– Какое сотрудничество между вами и Россельхознадзором?
– У нас хорошее плотное сотрудничество, есть хорошее взаимодействие, наш сертификат признан Российской Федерацией, у нас никаких проблем нет.