Несмотря на беспрецедентные западные санкции, российская валюта держалась в минувшем году достойно. Пережив мощный стресс, рубль сильно укрепился.
И хотя в декабре он несколько просел, никаких значительных колебаний не предвидится. В том, что будет с российской валютой после Нового года для РИА Новости разбиралась Наталья Дембинская.
Нашел равновесие
Весной рубль падал до 120 за доллар. Однако скоординированные меры монетарных властей — маневрирование ключевой ставкой, валютные интервенции, прекращение торгов и ограничения на валютном рынке — усилили его почти в два раза.
Правда, под конец года рубль немного ослабел, доходило до 72,6 — из-за снижения нефтяных котировок и повышенного спроса на иностранную валюту.
Тем не менее, как подчеркнули в ЦБ, обменный курс оставался все в том же диапазоне, сложившемся в конце мая.
Фундаментальные показатели
Относительная стабильность рубля связана с существенным сокращением факторов, влияющих на его стоимость, отмечает Максим Федоров, советник по инвестициям ИК Fontvielle. Самое важное сейчас — сальдо торгового баланса страны, а этот показатель положительный.
В январе-ноябре экспорт превзошел импорт на 269,8 миллиарда долларов. Это в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Профицит внешней торговли обеспечивал курс 60-65 к доллару.
По прогнозу Банка России, в 2023-м экспорт снизится на 7,5-11,5% — на 114 миллиардов долларов, тогда как импорт увеличится на 15 миллиардов.
Это, конечно, скажется на национальной валюте. Но не сразу
"Тут отложенный эффект, поэтому рубль пока закрепится на отметках 63-65 за доллар и 66-69 за евро", — прогнозирует Роман Чечушков, руководитель направления инвестиционной аналитики банка "Ренессанс Кредит".
По оценкам компании "Ренессанс кредит", до лета будет 65-70 за доллар. На евро же подействует промышленный кризис в Европе, так что здесь можно ожидать примерно того же или даже чуть меньше (64-69).
По мнению аналитиков ИК Fontvielle, ухудшение фундаментальных макроэкономических показателей рубль ощутит уже в первом квартале: перейдет к уровню 70 за доллар и 75 за евро.
Минэкономразвития в сентябрьском отчете предсказывает среднегодовой курс 68,3. Это исходя из средней цены на нефть Urals в 70,1 доллара за баррель (выше потолка), снижения ВВП на 0,8% и профицита торгового баланса в 225,7 миллиарда. В 2024-м ожидается 70,9, в 2025-м — 72,2.
"ВВП может сократиться сильнее из-за санкций, запрета морских перевозок нефти, потолка цен и возможного эмбарго на поставки газа и СПГ. Сейчас Urals стоит порядка 55 долларов, что скажется на доходной части бюджета и ослабит рубль", — предупреждает Чечушков.
Факторы поддержки
Шестнадцатого декабря Банк России оставил ключевую ставку прежней — 7,5%.
Оценивая текущую динамику и учитывая традиционный для начала года всплеск биржевой игры на понижение, курс с 62-64 за доллар и 66-68 за евро снизится до 65-67 и 67-69 соответственно, предполагает Михаил Хачатурян, доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве России. При этом, по его мнению, девятый пакет антироссийских санкций вряд ли сильно повлияет и, скорее всего, к концу февраля рубль вернется к исходным значениям.
"Поможет стабильный спрос со стороны азиатских стран и Китая на российские энергоносители, а также государств Африки, Латинской и Южной Америки на удобрения и сельскохозяйственную продукцию, продаваемую за рубли и в национальных валютах", — указывает аналитик.
В "Сбере" считают, что в январе рубль поднимется до 65 за доллар. Этому поспособствуют постепенное восстановление цен и физических объемов экспорта нефти, а также активизация продаж валюты на рынке экспортерами. Пессимистичный сценарий: останется, как в конце года, — 70.
Без резких движений
Таким образом, большинство специалистов закладывают в прогноз боковую динамику — никаких резких колебаний или же незначительное ослабление не выше 75 за доллар. Эксперты уверены, что Минфин и ЦБ за этим проследят.
"Решения будут принимать ситуативно. Курс не является полностью свободным, поскольку движение капитала ограничено", — поясняет Георгий Ващенко, заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global.
Сейчас государство не заинтересовано ни в укреплении, ни в резком ослаблении рубля, поэтому боковой тренд — это базовый сценарий.