26 ноября 1994 года на сессии Верховного Совета была принята Конституция Абхазии. Процесс этот происходил в тяжелое послевоенное время, когда вокруг республики сжималось кольцо экономической блокады и на Абхазию оказывалось политическое давление со стороны международного сообщества.
О том, как политические силы Абхазии смогли отстоять право молодого государства на принятие главного закона, читайте в материале Sputnik.
Sputnik
Предпосылки
В августе 1990 года Верховный Совет Абхазской АССР принял "Постановление о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии" и "Декларацию о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики".
В документах говорилось, что после выхода Грузии из СССР между Абхазией и Грузией разрываются государственно-правовые отношения. Соответственно Абхазия не имеет правовых оснований оставаться в составе Грузии.
Декларация же объявляла Абхазию Советской социалистической республикой и определяла ее как "суверенное социалистической государство, созданное на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение".
Верховный Совет Грузии декларацию и постановление счел недействительными и не обладающими юридической силой.
Тем не менее, Конституция 1978 года продолжала действовать в республике до июля 1992 года, когда Верховный совет Абхазии принял постановление о прекращении ее действия. В постановлении отмечалось, что оно было принято "в целях преодоления правовой неурегулированности", возникшей после того, как Временный Военный совет Грузии в феврале 1992 года отменил Конституцию Грузинской ССР 1978 года и восстановил Конституцию Грузинской Демократической Республики 1921 года, в которой статус Абхазии не был конкретизирован.
"До принятия новой Конституции была введена в действие Конституция 1925 года, по которой, как уже отмечалось, Абхазия провозглашалась суверенным государством. При этом, действующая система органов законодательной, исполнительной и судебной власти сохранялась. Было также утверждено название "Республика Абхазия", принят новый флаг и герб Абхазии. Конституция 1925 года стала тем юридическим "инструментом", апелляция к которому послужила легитимации права Абхазии на суверенитет", - объясняет в своей научной работе доктор филологических наук, профессор Вячеслава Чирикба.
Желание Абхазии установить правовую справедливость привело к эскалации военного конфликта в августе 1992 года. Отечественная война народа Абхазии длилась 413 дней и завершилась победой абхазского народа и фактической независимостью страны.
Конституция вопреки
После Отечественной войны народа Абхазии в республике была создана Конституционная комиссия. Ее возглавил на тот момент председатель Верховного Совета Абхазии Владислав Ардзинба.
На 26 ноября 1994 года была намечена сессия Верховного Совета Абхазии. На ней должны были рассмотреть два вопроса - избрание Владислава Ардзинба президентом Абхазии и принятие Конституции.
Подготовка к сессии проходила, насколько это возможно, негласно. Повестка дня заседания не объявлялась заранее - соседние государства были настроены против подобных шагов Абхазии.
В одном из интервью корреспонденту Sputnik историк, политик Станислав Лакоба, занимавший в то время должность первого заместителя председателя Верховного Совета, назвал это время сложным. Обстановку усугубляла и ситуация в Чеченской республике, отметил Лакоба.
"Тогда был другой период, ельцинский, когда к нам очень негативно относились. Было очень много проблем. В ходе того, что происходило на Северном Кавказе, Шеварднадзе пытался нас представить как антироссийскую силу. Очень серьезные события произошли в Грозном. И именно в этот день, 26 ноября, мы собрались на заседание, где решался вопрос о принятии новой Конституции, а по сути, о переходе к президентской форме правления", - сказал Лакоба.
По словам историка, на Владислава Ардзинба оказывалось очень большое давление, во время заседания он часто отлучался на переговоры. В один из таких "перерывов" президент сообщил Лакоба, что спецпредставитель России настаивал, чтобы закон не был принят, так как это могло помешать переговорному процессу с Грузией.
После очередного выхода Владислав вернулся, был немножко взвинченным. Он спросил: "Как быть, как ты думаешь?". Я сказал, что если не сейчас, то потом мы никогда не примем этот документ", – рассказал он.
По словам Лакоба, не все депутаты тогда поддержали эту идею. Несколько человек воздержались по разным обстоятельствам. Несмотря на все противодействие, Ардзинба сделал очень решительный шаг, и документ исторической важности был принят.
Последствия
Последствия этого шага для республики были серьезными. Практически сразу после этого – в декабре 1994 года – Россия объявила Абхазии экономическую блокаду.
В апреле 1994 года Абхазия и Грузия, представители ООН, России и СБСЕ, в присутствии Генерального секретаря ООН подписали в Москве Заявление о мерах по политическому урегулированию. Этот документ констатировал факт отсутствия государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией. Как отмечал в интервью Sputnik бывший депутат Верховного Совета Абхазии Олег Дамения, мировые политические силы уже не могли предпринять чего-то большего для разрешения конфликта.
"Международное сообщество исчерпало свою миссию по урегулированию конфликта. Большего сделать оно не могло. Для нас это означало, что в правовом плане надо было начать строительство государства. Нам нужно было подумать, как формировать свое государство в правовом плане. Мы пришли к выводу, что нам нужно принять новую Конституцию. На основе старой советской Конституции взаимодействовать с международным сообществом было нельзя. Нам надо было считаться с тем, как устроен мир, как устроены другие государства", - сказал он.
Изменения
За 30 лет в главный закон Абхазии несколько раз вносились изменения. В 1999 году был отменен принцип несменяемости судей, они стали избираться сроком на пять лет.
В 2014 году был создан Конституционный суд Абхазии, а также закреплено положение о том, что в Конституцию не могут вноситься поправки, упраздняющие или ограничивающие права и свободы человека и гражданина, направленные на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Абхазии, направленные против принципа народовластия, разделение властей, изменение государственной формы собственности на землю и другие природные ресурсы, а также статуса государственного языка.
В феврале 2016 года в силу вступил запрещающий аборты законопроект "О государственной защите жизни матери и нерожденного ребенка", вносящий поправки в Конституцию республики. 18 декабря 2015 года депутаты Парламента Абхазии приняли его в окончательном чтении.
Необходимость реформ
Еще четыре года назад в республике была создана комиссия по Конституционной реформе. Она выработала свои предложения по изменению основного закона страны и направила в Парламент.
На основании представленных комиссией предложений был подготовлен законопроект по конституционной реформе, который подразумевает:
упразднение Кабинета министров, которое повлечет за собой упразднение должностей премьер-министра и вице-премьеров;
дополнение Конституции нормами, устанавливающими порядок назначения министров по согласованию с Парламентом;
право президента распустить Парламент и назначить новые выборы, если после трехкратного отклонения кандидатур министров более трети должностей останется вакантными;
полномочия президента по утверждению структуры центральных органов исполнительной власти;
полномочия вице-президента предлагается определить отдельным законом.
В ноябре сообщалось, что проект Конституционного закона о поправке к Конституции "О законодательной и исполнительной власти" должны вынести на сессию Парламента для принятия в первом чтении.
После событий 15 ноября этого года и отставки Аслана Бжания, в республике снова заговорили о необходимости конституционных реформ.
По мнению директора Центра стратегических исследований Вячеслава Чирикба, президент Абхазии “обладает царскими полномочиями”. И потому систему власти в Абхазии необходимо менять так, чтобы сократить полномочия президента.
"Нет системы отчетности, на президента никто не может повлиять, даже Парламент. Поэтому людям приходится выходить на улицы", — подчеркнул Чирикба.
Абхазский юрист, член Общественной палаты Тамаз Кецба считает, что назрела необходимость не только Конституционных реформ, но и изменения ряда конституционных законов.
Один из возможных путей развития Абхазского государства, по словам юриста, - переход к парламентско-президентской республике, когда ряд существенных полномочий будет передан Парламенту. В частности согласие на формирование правительства. При этом необходимо будет наделить Народное собрание и политической ответственностью. Для этого, по мнению Кецба, у президента должно быть право роспуска Парламента.
К тому же, как отметил Кецба, необходимо менять и систему выборов, перейти от мажоритарной к смешанной системе для стимуляции развития политических партий, которые сегодня очень слабы.
“Существующая мажоритарная система не стимулирует партийный рост. Как только мы поменяем закон о политических партиях, как только поменяем избирательное законодательство, где на первых порах будет смешанная система, ситуация поменяется. Большая часть депутатских мандатов должны получить политические партий. Можно оставить несколько мандатов за мажоритариями, чтобы в Парламенте были представители районов”, - уверен он.