В рамках фестиваля в зале пицундского храма впервые вместе прозвучали саксофон и орган, в Абхазии выступила японская органистка Хероко Инуэ.
Сария Кварацхелия, Sputnik
Начало гала-концерта фестиваля было назначено на 20:00. Многие зрители, впрочем, как и журналисты, по ошибке или по привычке, что почти все культурные события в стране начинаются в 19:00, пришли на час раньше. Но это ничуть не испортило настроение. Кто-то решил зайти в музей, расположенный на территории храма, другие устроили себе вечерний променад, а третьи, сидя в зале, наблюдали за репетицией органиста Александра Князева.
По традиции
Традиция проведения органных вечеров в Пицунде была заложена еще в 1977 году Леонидом Ройзманом. Увы, нельзя сказать, что она не прерывалась. Но спустя 20 лет, в 2012 году традиция получила продолжение ученицей Ройзмана Мариной Шамба.
С тех пор в пицундском концертном зале играли многие музыканты из разных уголков России и Европы. В этом году география участников фестиваля расширилась - впервые приехала органистка из Японии Хироко Инуэ. Но не только это произошло впервые.
Пицундский орган уже звучал со скрипкой, фортепиано, виолончелью, альтом и арфой. В этом году дуэт органу составил один из самых молодых музыкальных инструментов - саксофон.
“В этом году в нашем фестивале участвует органистка из Японии, с ней была ее подруга с уникальным музыкальным инструментом - саксофоном. Был необычный, исключительный концерт. Два совершенно разных инструмента звучали в один "голос". Один очень старый - орган и один очень новый - саксофон. Они сплелись духом. Был очень приятный концерт. Я радуюсь тому, что фестиваль набирает обороты. Когда собирается такой обширный круг профессионалов, получается что-то хорошее. Всем нравится наш орган, акустика зала. Это действительно очень дорогого стоит", — призналась за несколько минут до начала концерта Народная артистка Абхазии и организатор фестиваля Марина Шамба.
Если в течение первых дней фестиваля программа была заранее известна, то на гала-концерте все было иначе. У музыкантов была свобода выбора, и каждый мог сыграть, что пожелает.
Сама Марина Шамба финальный день "Органных вечеров в Пицунде" решила открыть абхазской народной "Песнью о скале", переложенной для органа. Этим Народная артистка Абхазии решила ввести в фестиваль "абхазские нотки".
"На гала-концерте прозвучит та музыка, которую пожелает сам музыкант. Какая программа будет, я не знаю, но думаю, будет очень интересно, потому что все играют по-разному. Услышим, какие нам преподнесут сюрпризы. А я открою концерт абхазским произведением "Песнь о скале", - добавила она.
Два часа органа
Исполнению открывавшей концерт абхазской "Песни о скале" предшествовала краткая словесная преамбула от ведущей Эсмы Джениа, которая ознакомила зрителей с историей "Органных вечеров в Пицунде".
"Пять дней радости, пять счастливых дней, когда у слушателей была возможность оторваться от мирских проблем и соприкоснуться с высокой культурой", — сказала Джениа.
На сцене появляются органистка Марина Шамба и альтист Михаил Алхазов.
С самого начала стало понятно, что на гала-концерте внимание будет уделено не только органу, но и альту, и вокалу.
Уникальность зала, да и самого органа придавала гала-концерту особую атмосферу. Зрители, закинув головы назад, смотрели на изображение Иисуса в куполе храма и слушали упоительные звуки музыки.
Вслед за Мариной Шамба на гала-концерте выступили Сергей Будкеев, Александр Князев вместе с Кристиной Эшба, Михаил Павалий, Гарри Коняев. Завершился фестиваль выступлением абхазского органиста Луки Гаделия.
"Бывала на концерте Луки Гаделия, очень понравилось. Решили посетить гала-концерт, посмотреть всех органистов. Зал великолепный, музыка отличная. Мы в восторге. Теперь хочется сходить на концерт хоровой капеллы. Местные товарищи поют так, что заслушаешься", — поделилась впечатлением Альбина из Нальчика.
Фестиваль "Органные вечера в Пицунде" стал преемником Международного фестиваля органной музыки, который ежегодно проходил в Пицунде с 1977 года вплоть до 1992 года.
Инициатором фестиваля довоенной поры был Леонид Ройзман – выдающийся российский органист, профессор Московской консерватории имени Петра Чайковского, при экспертном участии которого в Абхазии и в России было установлено много органов известных немецких фирм.
В рамках фестиваля Пицунду в разные годы с концертами посетили самые известные органисты России, Германии, Прибалтики, Украины, Армении и многих других стран.
Читайте также:
- Агрба об "Органных вечерах в Пицунде": дуэт из Японии и России – это интересно и необычно
- Органная запись из Пицундского храма выиграла конкурс Московской консерватории
- Матиас Шуке: Пицунда - особое место на карте органной музыки