Маленький народ, как и все человечество, переживает исторические фазы своего существования, кардинально меняя восприятие себя и окружающего мира. С Абхазией это произошло в короткий исторический период, обозримый даже с точки зрения одного поколения. Из патриархального общества нация прошла через горнила войн, революции и глобализации.
Провыв в научно-техническом прогрессе увеличил разрыв с традиционной этикой и моралью, что привело к погружению в новый феодализм, где смешалось добро и зло, традиция и модернизм. Сегодняшнее время – это состояние химерического одиночества интернет-пользователя в потоке апоплексических новостей со всего мира.
А Фазиль Абдулович возвращает через своих литературных героев прежде всего достоинство и покой, а уже с ними легче определять, где черное, а где белое….
Снимая фильмы о жизни и творчестве Фазиля Искандера, я имел счастье несколько раз брать интервью у него. Многие великие творцы в жизни не обязательно тождественны своим произведениям. В случае с Фазилем Абдуловичем все как раз в естественной гармонии. Обаяние и юмор его литературных героев не только рождены в голове гения, они во многом непосредственно отражают его натуру.
Феномен Искандера настоян на многих факторах: происхождения, воспитания, судьбы и много еще на чем. И немаловажно, что он родился в Сухуме — городе с многовековой историей и культурной традицией сосуществования различных наций и религий.
"Чтобы созрел великий национальный писатель, необходимо, чтобы он прошел межнациональное перекрестное опыление", писал об этом сам Искандер.
В сегодняшней Абхазии Фазиля Искандера помнят и любят. В силу возраста он давно уже не был на родине. Зато его литературные герои поселились на набережной Сухума в виде бронзовых скульптур, названий кафе и сорта вина. Даже монета была выпущена к его 80-летнему юбилею.
Существование такого великого явление, как Искандер, лишний раз оправдывает существование такого маленького народа, как абхазы. Но не только оправдывает, но и служит охранной грамотой. Особенно это остро чувствовалось во время войны. Многим сочувствующим борьбе абхазов за выживание в начале 90-х, невозможно было представить, что мир Чика и дяди Сандро может быть уничтожен, и что маленькие нации не просто кружевной завиток на прекрасном ковре мировой цивилизации.
Пророк — горевестник Бога, сказал как-то писатель, наверное, отчасти и про себя. Правда, Искандер не предвещает апокалипсис, как нынче многие с экранов телевизора или во всемирной паутине. Раньше писателям пророчествовать было легче, будущее наступало постепенно. А сейчас оно наступает иной раз быстрее, чем выйдет из типографии книга, где это будущее описывалось. Поэтому кафки сегодняшнего дня пророчествуют ежедневно в соцсетях.
А Искандер шутлив и мудр, и главное, оставляет надежду на будущее человечества, поэтому, скорее, предвестник, чем горевестник.
В его книгах всегда хорошая погода, если заметили. Это и из-за ностальгии по своей солнечной родине и из-за склада натуры, всегда обращенной к солнцу. Долгие годы Вам, Фазиль Абдулович, бесконечно любимый и всеми уважаемый Человек.