Sputnik, Бадри Есиава
У самых ворот дома нашу съемочную группу в сопровождении главы села Бармыш Геннадия Нанба встретила супруга Анзора Айба, Инна, которая сообщила, что нас уже ждут на кукурузном поле, и она покажет дорогу к нему.
Первое, что нам бросилось в глаза при входе на территорию большого, ровного и зеленого, как футбольное поле, двора, — это серый кролик, который скакал по траве и забавно пережевывал, найденные в ней лакомства, лишь изредка обращая косой взгляд на нас. Попробовали его поймать. Но куда уж нам до ушастого бегуна?!
Поняв, что все попытки тщетны, мы прошли за хозяйкой дальше, где уже встретили коз, барашков, домашних птиц и двух охотничьих собак на привязи у конуры, которые смиренно, но внимательно охраняли доверенную им территорию.
Спустившись по небольшому склону с растущими на нем ореховыми деревьями, мы подошли к мужчине лет сорока пяти, который стоял в компании двух довольно крупных быков. Этот улыбчивый человек и был Анзор Айба. Поприветствовав друг друга, мы перешли к привычной для нас манере общения. Вопросы, вопросы, вопросы! Анзор в свою очередь по порядку начал рассказывать нам о том, как и когда проводятся работы по вспашке земли.
Технике здесь не место
Работы по вспашке и посеву кукурузы проводятся весной, с марта по май, в зависимости от погодных условий, рассказал потомственный крестьянин из села Бармыш Анзор Айба.
"Еще с подросткового возраста я пашу землю традиционным способом, плугом, запряженным быками. Для меня это более привычно, нежели использование различной техники", — рассказал Айба.
По его словам, несмотря на плодородную почву, в селе Бармыш есть кукурузные поля, где из–за сложного рельефа земли техника работать не может. Но использование Анзором старых технологий вспашки обусловлено не только этим.
"Помимо сложностей, связанных с расположением кукурузного поля, вспашка при помощи быков лично мне более удобна. В любом случае, как я хочу это сделать, не сделает ни один трактор", — с улыбкой сказал Анзор Айба.
Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой, облегчает дальнейший посев, отметил Айба.
Верные помощники
Еще одним аргументом в пользу традиционного способа вспашки Анзор Айба приводит тот факт, что все полезные свойства почвы находятся на поверхности, а плуг трактора слишком углубляется в землю, и они становятся недосягаемы для корней кукурузы, что, несомненно, влияет на рост и вкус. А его помощники, быки Тигр и Боджа, делают свою работу аккуратно и послушно.
"Мы с моими помощниками начинаем работу с раннего утра, чаще всего с семи часов и до двенадцати дня. Затем я даю себе и им немного времени на отдых, а ближе к трем часам дня мы приступаем к делу снова — и так до вечера", — поделился своим дневным расписанием Айба.
Несмотря на то, что Тигр и Боджа всего лишь скот, к ним нужно относиться бережно с самого их рождения, говорит Анзор. Чем больше будешь за ними следить и ухаживать, тем дольше они прослужат.
Как рассказал Айба, обучение животных начинают, когда они достигают трехлетнего возраста, приучают их к себе, к своему голосу и командам, которые состоят из слов и звуков, присущих абхазскому произношению и не переводимых ни на один язык мира. Если животные не будут понимать того, что ты от них требуешь, то и вспашка будет невозможна, подчеркнул Анзор.
Надежда и опора
Семья Анзора Айба довольно большая. В доме, который остался еще от отца, он с супругой воспитывает трех дочерей и сына, последний служит в армии. Младшая дочь Эланда — гордость семьи. В свои семь лет она бегло говорит по-итальянски, который учит самостоятельно по мультфильмам. И в каждом из детей, от мала до велика, любовь к труду привита с детства.
"Помогать мне я семью не заставляю. Они сами понимают, что это все в первую очередь делается для них", — подчеркнул Айба.
Также Анзор рассказал о многочисленных родственниках, которым тоже нужно помогать. Большинство живет в городах, возможности возделывать землю или выращивать фрукты, овощи у них нет, поэтому его семья нередко делится плодами своих трудов.
Что посеешь, то и пожнешь
По мнению Айба, у жителя села слово "лень" не должно существовать. Иногда надо "через не хочу и не могу" выполнять рутинную работу по хозяйству. Посев кукурузы — процесс нелегкий, где-то нужно поработать и руками. Например, во время посева зерна бросают руками, после того как растение начинает расти, необходимо пройтись специальными граблями или же цапкой, чтобы очистить кукурузу от сорняков.
"Эта трудоемкая и кропотливая работа затягивается не на один день. Мы с семьей встаем утром рано, еще до полного восхода солнца, и начинаем выпалывать траву и сорняки из-под каждого ростка кукурузы. Мысль о результатах моего труда, будущем урожае, помогает мне забывать об усталости. Лично я не представляю, как можно покупать ту же кукурузную муку на рынках, имея свои земли для возделывания", — с гордостью подчеркнул Анзор.
Продолжая тему, Анзор рассказал о том, что молодые початки кукурузы можно попробовать уже в июле или августе, а осенью собирают весь урожай, который складируется в специальном амбаре "аца", стоящем на деревянных сваях. Часть собранного урожая перемалывается в муку, остальное идет на корм домашним птицам зимой. В год семья Айба собирает до 200 корзин кукурузы — это около четырех тонн.
Кукуруза проникла в Абхазию, по разным источникам, в конце XVII — начале XVIII веков из Турции и стала неотъемлемой частью абхазской кухни. По традиции из кукурузной муки варят национальное блюдо "абыста", известное иностранцам как мамалыга. Также абысту называют "абхазским хлебом".
Фотоленту об этом смотрите здесь >>
Видео об этом смотрите здесь >>