Прошедшая неделя в Абхазии оказалась насыщенной на политические и общественно значимые события. Республику захлестнула волна лесных пожаров, в Сухуме закончилась голодовка сторонников антикоррупционного закона, Минздрав продолжил меры по борьбе с распространением коронавируса, на родину после курса лечения вернулся кандидат в президенты Аслан Бжания.
Sputnik.
Пожары и обвалы
Одним из главных событий в Абхазии на этой неделе стали лесные пожары. Первые очаги были зафиксированы в Очамчырском районе еще 3 марта.
По словам министра по чрезвычайным ситуациям республики Льва Квициния, гавная причина возникновения пожаров в республике – человеческий фактор. С потеплением в районах начинается подготовка к посевным работам, люди поджигают даже поля, где не проводится никаких сельхозработ. К тому же пожароопасной ситуации способствует ветер.
Впервые в этом сезоне специалисты выехали на тушение пожара 4 марта. К 12 марта пожарные совершили 61 выезд, огонь затронул все районы Абхазии, включая высокогорные. В Очамчырском районе из 27 сел от огня пострадали 19.
Еще одна опасная ситуация, угрожающая людям, произошла в Кодорском ущелье. Там обвалилась часть тоннеля, который связывает местные поселки с городами и районами остальной Абхазии. Другой дороги в этот регион нет.
На место обвала выехал Лев Квициния, который заключил, что тоннель небезопасен для проезда. Министр написал письмо исполняющему обязанности президента Абхазии Валерию Бганба с рекомендацией о закрытии объекта. Квициния также отметил, что в случае необходимости местные жители могут быть эвакуированы вертолетом МЧС.
Тоннель, связывающий города и районы Абхазии с Кодорским ущельем, был построен в 1964 году. Первая трещина на нем появилась три года назад, с тех пор он находится в аварийном состоянии.
Приглашенные уральские специалисты провели экспертизу и заключили, что для капитального ремонта тоннеля придется полностью перекрыть движение. На выполнение работ потребуется около 240 миллионов рублей.
Конец голодовке
Вторая неделя голодовки активистов, требующих принятия поправок в закон "О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами" началась с госпитализации одно из участников.
Бота Ажиба был госпитализирован на второй день после своей голодовки с повышенным давлением. Однако мужчина быстро вернулся в строй, после того как ему оказали необходимую помощь. Врачи также рекомендовали поехать в больницу еще двум участникам голодовки – Марине Агрба и Алине Ачба, но они отказались.
К понедельнику 9 марта активисты собрали в Сухуме около пяти тысяч подписей в поддержку своей инициативы, еще примерно две тысячи человек подписались в районах Абхазии.
Во вторник 10 марта исполняющий обязанности президента Абхазии Валерий Бганба поручил главе МИД разработать законопроект о присоединении республики к Конвенции ООН против коррупции. Уже к полудню 11 марта к голодающим присоединились около 200 человек.
На место акции прибыли и депутаты Парламента Рауль Лолуа, Лаша Ашуба, Астамур Аршба, Гиви Кварчия, которые попросили участников голодовки прекратить ее и пообещали голосовать за внесение поправок в закон на ближайшей сессии.
Активисты прислушались к просьбе парламентариев и прекратили голодовку на один день.
12 марта в Сухуме состоялась сессия Парламента, главной темой которой стало внесение поправок в закон "О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами". Большинство депутатов проголосовали за их внесение, но многие признали, что на деле закон не будет работать, так как он противоречит многим пунктам других законных актов Абхазии.
По решению парламентариев, чиновники должны будут декларировать доходы не только супругов и несовершеннолетних детей, но и совершеннолетних детей, а также родителей и родных братьев и сестер.
Впредь кандидаты в президенты и депутаты республики будут предоставлять декларацию не только в избирательную комиссию, но и в Министерство по налогам и сборам для последующей публикации на сайте ведомства.
Согласно поправкам, данные, отраженные в декларациях, будут размещены на официальных сайтах и предоставлены СМИ. Если раньше на сайте запрещалась публикация данных о членах семьи декларанта, то поправки в закон предполагают не только отмену этого пункта, но и обнародование информации о месте прописки, месте жительства чиновника и членов его семьи.
Одним из важных изменений стала поправка, предусматривающая освобождение чиновника от занимаемой должности без права на восстановление в случаев непредоставления данных о доходах или предоставления ложных сведений. Депутаты решили, что закон вступит в силу не со дня его принятия, а со дня публикации.
После объявления о принятии поправок голодовка на площади Свободы в Сухуме закончилась, сбор подписей был приостановлен. Однако участник акции Джансух Адлейба продолжил одиночную голодовку, так как, по его мнению, парламентарии должны были включить в список декларантов бабушек и дедушек чиновников.
13 марта Адлейба все же прекратил голодовку – уговорили родственники и друзья.
Борьба с коронавирусом
11 марта исполняющий обязанности президента Абхазии Валерий Бганба поручил закрыть границу по реке Ингур, чтобы не допустить проникновения коронавируса из Грузии. Официально граница была закрыта с 14 марта.
13 марта Министерство просвещения Абхазии приняло решение отпустить школьников на каникулы с 16 по 22 марта в целях защиты населения от распространения коронавируса. По той же причине были отменены экзамены для поступления в российские вузы по квоте. О том, когда они пройдут, пока неизвестно.
На президентских выборах 22 марта не будет также европейских общественных наблюдателей. Оргкомитет по приглашению гостей на этот раз не стал их звать.
Вечером 13 марта в социальных сетях стали распространяться новости о том, что в агудзерском госпитале умерли несколько человек от коронавируса. Пресс-служба Минздрава опровергла эту информацию и назвала ситуацию "искусственным нагнетанием паники".
14 марта Абхазия получила первый гуманитарный груз от международных организаций со специальными средствами и медикаментами для защиты медперсонала. СЭС получила спецсредства - маски со специальным фильтром, специальные медицинские комбинезоны, перчатки, костюмы, одноразовые простыни и бахилы. Абхазии был также передан тепловизор, который будет установлен в санитарно-карантинном пункте на границе с Россией по реке Псоу.
По информации Минздрава Абхазии, в ближайшее время ожидается еще несколько поставок, а также возможен приезд представителей ВОЗ для оценки ситуации в республики.
О готовности оказать помощь Абхазии в борьбе с распространением коронавируса заявила и Грузия. МИД Абхазии отметил, что не собирается принимать помощь от соседнего государства, с которым не имеет контактов. Пресс-служба ведомства назвала предложение Грузии "политической спекуляцией".
Возвращение кандидата
Кандидат в президенты Аслан Бжания вернулся в Абхазию после госпитализации в Краснодарской больнице в субботу 14 марта. На границе по реке Псоу политика аплодисментами встретили его сторонники.
Представитель штаба Бжания Алхас Чолокуа отметил, что политик чувствует себя хорошо и намерен продолжить предвыборную кампанию. Она была прервана 2 марта из-за экстренной госпитализации Бжания в одну из клиник Сочи. Он был введен в медикаментозную кому и транспортирован вертолетом санитарной авиации в Краснодар. Там ему диагностировали двустороннюю полисегментарную пневмонию.
10 марта Генпрокуратура отчиталась о результатах проверки по факту госпитализации кандидата в президенты. Как сообщили в ведомстве, врачи не обнаружили у него "признаков наличия внешнего токсикологического воздействия на организм". По данным прокуратуры, заболевание Бжания "явилось последствием неблагоприятного воздействия лекарственного средства".
Аслан Бжания был выписан из Краснодарской краевой больницы в среду 11 марта. После этого он отправился в Москву, где, как заявили в его штабе, у него были запланированы встречи с избирателями.
Под стражу за государственный ущерб
В субботу 14 марта Сухумский городской суд удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры Абхазии о заключении под стражу экс-директора "Абхазтопа" Беслана Авидзба на два месяца, до 11 мая.
В отношении него возбуждено уголовное дело по четырем эпизодам преступления, предусмотренного статьей Уголовного кодекса Абхазии "Присвоение и растрата вверенного государственного имущества в особо крупном размере".
Отмечается, что совокупный ущерб, причиненный государству в результате преступных действий Авидзба, составил 31 миллион 438 тысяч рублей. Однако данная сумма не является окончательной, в рамках расследования уголовного дела будет исследован весь период деятельности Авидзба в качестве руководителя Госпредприятия и определен окончательный ущерб.