Константин Затулин о протестах в Казахстане и позиции Запада: похмелье после битвы
© Sputnik / Нина Зотина Константин Затулин
© Sputnik / Нина Зотина
Подписаться
Что послужило причиной массовых выступлений в Казахстане? Какова роль миротворцев, и что ждать от Запада? На вопросы Sputnik ответил Константин Затулин, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по делам СНГ.
Массовые протесты в Казахстане начались в первые дни 2022 года. Тогда жители городов Жанаозен и Актау в Мангистауской области - нефтедобывающем регионе на западе страны - выступили против двукратного роста цен на сжиженный нефтяной газ, затем протесты распространились на другие города. В Алма-Ате, старой столице республики, 4 и 5 января произошли столкновения с силовиками, полиция применила газ и светошумовые гранаты. По всему Казахстану был отключен интернет, временно прекратилось вещание ряда телеканалов. В Казахстане введен режим чрезвычайного положения.
Утром 5 января казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев отправил в отставку правительство и возглавил Совбез республики, отстранив с этого поста первого главу государства Нурсултана Назарбаева. В ночь на 6 января Токаев провел первое заседание Совбеза под своим руководством, на котором назвал ситуацию в Казахстане "подрывом целостности государства" и сообщил, что обратился за помощью в ОДКБ "в преодолении террористической угрозы". Совет коллективной безопасности ОДКБ в ту же ночь принял решение направить в Казахстан коллективные миротворческие силы в связи с обращением Токаева. Силы, как сообщалось, будут направлены на ограниченный по времени период с целью стабилизации и нормализации обстановки в этой стране.
"Сегодняшнюю ситуацию, после решения о вводе миротворцев ОДКБ, я бы назвал похмельем после битвы. А само решение носит демонстративный характер. Не считаем же мы, что 3600 человек миротворческого контингента смогут контролировать многомилионный Казахстан" - говорит Константин Затулин.
Депутат подчеркивает, что это решение было предложено президентом Казахстана Касым-Жомарт Токаевым, чтобы "закрепить те успехи, которых он достиг в борьбе за прекращение двоевластия и всю полноту власти в Казахстане. Именно Токаев, уволивший правительство и все руководство спецслужб, сейчас нуждается во внешнем прикрытии, чтобы не дать кому бы то ни было раскачать ситуацию в обратную сторону".
"Не думаю, что Запад причастен к началу выступлений"
Константин Затулин считает, что события последних нескольких дней очевидно не были случайными. И произошли они, по мнению политика, в неудобный для России момент, когда президент России Владимир Путин готовится к встрече с президентом США Джозефом Байденом, когда до крайности обострены отношения с Западом в связи с Украиной.
"Очень легко сейчас скатиться к версии, что это все с самого начала -западный сценарий, который отвлекает наше внимание и ослабляет наши позиции в диалоге с Западом, - говорит депутат Госдумы, - У нас есть эксперты, которые всегда по любому поводу ищут руку Запада – они зеркально похожи на тех западных экспертов, которые во всем ищут руку Москвы".
"Я считаю, что Запад – как коллективный Запад, как мировая субстанция, - безусловно, присутствует в любых событиях в любой точке земного шара. Но считать, что все произошедшее в Казахстане организовано по щелчку пальцев из Брюсселя и Вашингтона - это значит быть зашоренным и некомпетентным аналитиком. Я не думаю, что Запад причастен к началу этих выступлений", - говорит Константин Затулин.
О завинченных и раскрученных гайках
"Думаю, что все произошедшее носит внутриказахстанский характер, и в качестве причин выступают недостатки в социально-экономической политике. Низкий уровень жизни, наличие других поводов для недовольства. Завинченные гайки во внутриполитической сфере, раскрученные – в интернете и сфере общественных связей. Сквозь пальцы смотрели на активизацию национал-радикалов".
Депутат напомнил, что власти давали "гомерические сроки всем тем, кто заикнется о недостатках политики Казахстана с пророссийских позиций и при этом совершенно патерналистски относились к национал-радикалам, которые раскачивали тему "Казахстан только для казахов"".
Отражением этого, по мнению политика, являлся "определенный дрейф" – перевод казахского языка с кириллицы на латиницу, изменение языкового закона, продвижение идеи единственного государственного языка (Согласно части 2 статьи 7 Конституции Казахстана, русский язык наравне с казахским (государственным по части 1 той же статьи) официально употребляется в государственных организациях и органах местного самоуправления – Ред.).
Роль миротворцев и вероятность санкций
Константин Затулин уверен, что миротворцы не будет заниматься уничтожением боевиков, если не возникнет крайне необходимости: "Они будут просто демонстративно присутствовать при том, как возродившие веру в свои силы правоохранители Казахстана будут справляться с ситуацией.
Роль миротворческой операции ОДКБ, насколько я понимаю – демонстративная. Чтобы само их присутствие удостоверяло: власть Казахстана в случае необходимости может и получит помощь со стороны ОДКБ".
Ряд западных аналитиков уже заговорили о том, что ввод сил ОДКБ может стать причиной для нового витка антироссийских санкций. Константин Затулин уверен, что сейчас формальных оснований для введения санкций Западом нет.
"Разве у западных стран возникли основания для введения санкций за ввод миротворцев в Нагорный Карабах? Конечно, нет. Напротив, на Западе это не то чтобы публично приветствовали, но поддержали эту идею.
Что касается Казахстана, не думаю, что будет речь идти о какой-то поддержке. В пропагандистском плане они конечно будут это обыгрывать, но формально повода для санкций нет. Власти страны, состоящей в военно-политическом союзе ОДКБ, обратились в ОДКБ в соответствие с ее уставом, и организация пошла навстречу. Какие здесь могут быть поводы для санкций?
Другое дело, что на Западе будут искать свою выгоду, будут определенным образом настраивать своих агентов влияния. Не должно быть сомнения: Запад будет использовать в своих интересах любую ситуацию в любой стране" - заключает депутат.