https://sputnik-abkhazia.ru/20251216/murat-yagan--mudrets-i-prorok-iz-aschkhara-1059767585.html
Мурат Яган – мудрец и пророк из Ащхара
Мурат Яган – мудрец и пророк из Ащхара
Sputnik Абхазия
110 лет назад, 16 декабря 1915 года, родился писатель, философ, кавалер ордена "Ахьдз Апша" I степени Мурат Яган. О жизни и учении известного писателя читайте... 16.12.2025, Sputnik Абхазия
2025-12-16T17:49+0300
2025-12-16T17:49+0300
2025-12-16T17:50+0300
в абхазии
абхазия
литература
культура
история
https://cdnn1.img.sputnik-abkhazia.info/img/102907/15/1029071574_0:62:1744:1043_1920x0_80_0_0_0b66ea1361d4ded473cb894d82ec657a.jpg
"Я не считаю, что родиться абхазом и воспитываться в племени, имеющем свою аристократию, — это какая-то особенная удача. Я решил рассказать и об этом периоде своей жизни, поскольку моя наследственность сыграла роль в выборе пути, по которому я иду сейчас". Так начинается автобиографическая книга "Я пришел из-за гор Кавказа" известного канадского писателя и философа абхазского происхождения Мурата Ягана.SputnikК духовным истокам предковМурат Яган воспитывался в строгих ортодоксальных традициях ислама, но с юношества был знаком с горским кодексом чести. В этом заслуга абхазских и черкесских старейшин, которые занимались духовным и физическим воспитанием будущего философа. Как было принято на исторической родине Мурата, специальное обучение проходил каждый представитель знатного рода, достигший двадцати четырех лет. Лучшие из них избирались для связи с древними духами горцев для достижения источника высшего знания, всей мудрости земли, учения Аамста Кябза.Вместо ортодоксального учения ислама, которое опирается на идеи воздаяния, кары и обязательств перед Творцом, ему говорили о Любви. Причиной всего сущего, как гласит абхазская мудрость, стал некий любовный союз, заключенный в Космосе. Люди — плоды этого любовного союза. Как существа, наделенные сознанием, они причастны к источнику этой творческой силы. Мурат слушал старейшин, но тогда их слова его не интересовали.Он выбрал другой путь: учебу в Галатасарайском лицее и лошадей, которые стали страстью до конца его дней. Уже в 17 лет Мурат стал задаваться философскими вопросами, его терзали мысли о религии и Боге."Я понял, что все мои действия, связанные с религией, не имеют никакого смысла по одной простой причине: Бога нет", — напишет впоследствии Мурат об этом периоде своей жизни.Мурат отошел от мусульманской религии, и это решение назвал вторым шагом к свободе после отказа продолжать обучение у старейшин. Тем не менее впоследствии, пройдя долгий и мучительный путь духовных исканий, становясь последователем то суфийской, то христианской философии, он вновь обратился к духовным истокам предков, осознал величие древней абхазо-адыгской традиции, в которую он был посвящен еще в юные годы.Впоследствии Мурат Яган сформулировал учение Аамста Кябза, которое фактически и стало результатом его духовных поисков и счастливых озарений. Учение основано на древней культурной традиции горцев Западного Кавказа (абхазов/абазов, адыгов и убыхов), которых Мурат называет общим термином "черкесы".Слово "аамста", хотя и переводится с абхазского языка как "аристократический", в данном случае обозначает высший физический и духовный уровень, который достигается в результате специфического воспитания, а также сочетание физических и умственных упражнений.Согласно учению Кябза, человек – это не тело, наделенное душой, а скорее дух, наделенный телом, которое рассматривается как инструмент передвижения, подобно тому, как конь является средством передвижения всадника. Чем сильнее и совершеннее физически тело как от рождения, так и благодаря упражнениям, тем совершеннее становится оно в качестве инструмента для передвижения духа.Как отмечал сам Мурат Яган, Аамста Кябза – это не религия, а искусство того, как человек может жить, полностью реализуя все заложенные в нем способности в их применении к жизни.С 1975 года Мурат Яган стал излагать учение Кябза группе учеников, круг которых постепенно расширялся. В том же году с целью изучения "Аамста Кябза" канадскими и американскими учениками Мурата было создано Общество Кябза. В 1992 году был основан Фонд Кябза, цель которого — записать и издать все изложения Мурата Ягана.Он же оставил большое духовное наследие, которое пока только частично опубликовано.Из-за гор КавказаПредки Мурата были выходцами из области Ащхара на Северном Кавказе, которая по праву считалась частью исторической Большой Абхазии. Однако в результате насильственного переселения семья Мурата вынуждена были перебраться в Османскую империю.Вот как Мурат описывает это переселение в своей книге: "Моя семья покинула Кавказ, потому что они были так же глупы, как и остальные абхазы, покинувшие свою Родину"…Мурат получил хорошее образование в Турции. В юности его истинной страстью был спорт, верховая езда. В составе турецкой сборной он успешно выступал на крупных международных турнирах. Был участником Олимпийских игр в Берлине в 1936 году, в Вене в 1937 году он стал чемпионом мира по прыжкам на лошади в высоту, опередив своего соперника, итальянца Кастильяни, и установив мировой рекорд.Хотя выступления Мурата приносили ему призы и награды, его угнетало то, что в официальных отчетах он именовался турецким наездником, в то время как он считал себя не турком, а абхазом."Из семи наездников турецкой команды четверо были кавказцами, и когда кавказским спортсменам предложили поменять фамилии на турецкие, согласились все, кроме меня. Я категорически отказался. Я не был турком, и моя неуступчивость помешала мне сделать спортивную карьеру. Да и вообще, дух национализма отравил всю мою жизнь в спорте, так как подобных случаев было много", — писал Мурат Яган.Кавказ и Абхазия, в частности, всегда занимали особое место в сердце Мурата."Мое сердце всегда было там, всю свою жизнь я стремился на один день вернуться в Абхазию. Ни одно место, где бы я ни жил, я не ощущал своим настоящим домом", — сказал некогда философ.Несколько раз Мурат пытался посетить Кавказ, надеясь получить возможность навсегда вернуться на свою Родину. В 1950-х годах, при Хрущеве, иностранные туристы впервые получили возможность посещать Советский Союз. Окрыленный надеждой Мурат обратился за визой в советское посольство в Турции. В ответ на его запрос ему было разрешено посетить с визитом любой регион Советского Союза, однако в визе на посещение Кавказа было отказано. Поездка так и не состоялась.Жизнь в Турции не удовлетворяла Мурата, и в 1963 году, в возрасте 48 лет, вместе с женой Мэйзи и четырьмя детьми он переселился в Канаду. Местом нового жительства был выбран городок Вернон в провинции Британская Колумбия, так напомнивший Мурату своим горным пейзажем родной Кавказ. Вплоть до выхода на пенсию Мурат жил тем, что строил дома."В чем загадка этого рывка в неведомое? Не будем ломать голову. Нередко мыслящие люди, ища выход из духовного тупика, так пытались переписать свою жизнь заново", — размышлял о судьбе Мурата Ягана писатель Фазиль Искандер.Рассказывают, что судьба абхазского мудреца произвела на Фазиля Искандера сильнейшее впечатление, особенно ему запомнилась история падения Мурата с коня во время конно-спортивных состязаний, описанная в книге философа."Конь перевернулся в воздухе, и когда я упал в бетонный ров за барьером, он рухнул на меня — прямо мне на живот. Мой живот "лопнул". Из того, что произошло потом, я помню только то, как поднялся и вскочил обратно в седло… Позже мне рассказали, что я закончил дистанцию, отсалютовал публике и упал". Именно эта сцена из книги "Я пришел из-за гор Кавказа" поразила Искандера до глубины души.В память о Мурате ЯганеМурат Яган всегда внимательно следил за судьбой своей Родины. Особенные отношения у него установились с первым президентом Абхазии Владиславом Ардзинба, с которым он долгие годы состоял в переписке, а после несколько раз встречался. Читая рукописи Мурата, Владислав убедился в том, что это великий человек, выдающийся абхаз, который прошел очень непростой путь.Во время Отечественной войны народа Абхазии Мурат Яган и его друзья обращались с протестами в международные организации с призывом остановить войну.В 2001 году исполнилась заветная мечта Мурата Ягана. Он вместе с женой Мейзи Гогуа посетил Абхазию по приглашению Владислава Ардзинба, который удостоил его высшего ордена республики "Ахьдз Апша" I степени.Мурата встречали на родине как национального героя. К нему спешили политики, общественные деятели, писатели — все, кто так или иначе был знаком с философией Ягана и его сложной историей жизни, полной героических поступков.В Абхазии Мурат встретился с главой Абхазской православной церкви отцом Виссарионом и жрецом святилища Дыдрыпш-ныха Зауром Чичба. Он знакомился со страной, посещая ее главные достопримечательности и поражаясь, словно ребенок, казалось бы незначительным вещам.Книга "Я пришел из-за гор Кавказа" долгое время была единственной работой Мурата Ягана, доступной абхазскому читателю. Она одна была переведена на русский и абхазский языки. Перевел ее на абхазский язык поэт и публицист Владимир Зантария по личному поручению Ардзинба.Перевод книги "Я пришел из-за гор Кавказа" был нелегким трудом, в особенности в части философских рассуждений, признался Зантария.Особенно сложно было переводить сцены любви с эротическим налетом, рассказал поэт."Там есть эпизоды, которые в понимании абхазов несвойственно и не принято озвучивать. Надо было найти золотую середину, чтобы никого не смутить. Обойти же эти сцены я никак не мог. Но абхазский язык, оказывается, располагает всеми средствами и возможностями, чтобы любое чувство передать", — отметил Зантария.К столетию Мурата Ягана в 2015 году молодой режиссер Амра Начкебия в сотрудничестве с Вячеславом Чирикба, который тесно дружил с Яганом, подготовила документальный фильм о философе.Кадры, которые легли в основу фильма, снимал Вячеслав Чирикба. Шесть часов любительской съемки, многие кадры в совершенно плохом качестве, тем не менее, ценность их от этого не снизилась. На видео Мурат Яган с женой Мейзи, дочерью Лимой в своем канадском доме, после он уже со своими последователями из общества Кябза танцует черкесский танец. На кадрах во время поездки в Абхазию Мурат и Мейзи посещают Новоафонскую пещеру.Мурат Яган скончался 19 декабря 2013 года в Канаде на 98-м году жизни. Сам Мурат смерти не боялся. "Я и без тела буду живее, чем с телом", — говорил он.Он не хотел иметь могилы, либо какого-либо мемориального знака в его память. Он называл себя "планетарным гражданином" и говорил, что его истинный дом — вся планета. А единственным важным следом или знаком, который он может оставить на этой земле, будет тот, что останется в сердцах людей.
https://sputnik-abkhazia.ru/20250521/ekspozitsiya-rodovoe-derevo-otkrylas-v-muzee-imeni-beyguaa-v-sukhume-1055011679.html
https://sputnik-abkhazia.ru/20240306/popov-ob-iskandere-ne-zvezda-kotoraya-gasnet-a--kumir--1050354851.html
https://sputnik-abkhazia.ru/20250527/ego-nam-poslala-sudba-pamyati-natsionalnogo-lidera-vladislava-ardzinba-1055081581.html
абхазия
Sputnik Абхазия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Абхазия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AB
Sputnik Абхазия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-abkhazia.info/img/102907/15/1029071574_0:0:1744:1309_1920x0_80_0_0_284c8a57d2575a9f55188103cae6da83.jpgSputnik Абхазия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
абхазия, литература, культура, история
абхазия, литература, культура, история
"Я не считаю, что родиться абхазом и воспитываться в племени, имеющем свою аристократию, — это какая-то особенная удача. Я решил рассказать и об этом периоде своей жизни, поскольку моя наследственность сыграла роль в выборе пути, по которому я иду сейчас".
Так начинается автобиографическая книга "Я пришел из-за гор Кавказа" известного канадского писателя и философа абхазского происхождения Мурата Ягана.
К духовным истокам предков
Мурат Яган воспитывался в строгих ортодоксальных традициях ислама, но с юношества был знаком с горским кодексом чести. В этом заслуга абхазских и черкесских старейшин, которые занимались духовным и физическим воспитанием будущего философа. Как было принято на исторической родине Мурата, специальное обучение проходил каждый представитель знатного рода, достигший двадцати четырех лет. Лучшие из них избирались для связи с древними духами горцев для достижения источника высшего знания, всей мудрости земли, учения Аамста Кябза.
Вместо ортодоксального учения ислама, которое опирается на идеи воздаяния, кары и обязательств перед Творцом, ему говорили о Любви. Причиной всего сущего, как гласит абхазская мудрость, стал некий любовный союз, заключенный в Космосе. Люди — плоды этого любовного союза. Как существа, наделенные сознанием, они причастны к источнику этой творческой силы. Мурат слушал старейшин, но тогда их слова его не интересовали.
Он выбрал другой путь: учебу в Галатасарайском лицее и лошадей, которые стали страстью до конца его дней. Уже в 17 лет Мурат стал задаваться философскими вопросами, его терзали мысли о религии и Боге.
"Я понял, что все мои действия, связанные с религией, не имеют никакого смысла по одной простой причине: Бога нет", — напишет впоследствии Мурат об этом периоде своей жизни.
Он представлял себе Бога как всемогущее, всезнающее существо, похожее на человека, которое обитает где-то на небе, но не понимал, почему Бог требует от него что-то в обмен на райскую жизнь.
Мурат отошел от мусульманской религии, и это решение назвал вторым шагом к свободе после отказа продолжать обучение у старейшин. Тем не менее впоследствии, пройдя долгий и мучительный путь духовных исканий, становясь последователем то суфийской, то христианской философии, он вновь обратился к духовным истокам предков, осознал величие древней абхазо-адыгской традиции, в которую он был посвящен еще в юные годы.
Впоследствии Мурат Яган сформулировал учение Аамста Кябза, которое фактически и стало результатом его духовных поисков и счастливых озарений. Учение основано на древней культурной традиции горцев Западного Кавказа (абхазов/абазов, адыгов и убыхов), которых Мурат называет общим термином "черкесы".
Слово "аамста", хотя и переводится с абхазского языка как "аристократический", в данном случае обозначает высший физический и духовный уровень, который достигается в результате специфического воспитания, а также сочетание физических и умственных упражнений.
Согласно учению Кябза, человек – это не тело, наделенное душой, а скорее дух, наделенный телом, которое рассматривается как инструмент передвижения, подобно тому, как конь является средством передвижения всадника. Чем сильнее и совершеннее физически тело как от рождения, так и благодаря упражнениям, тем совершеннее становится оно в качестве инструмента для передвижения духа.
Как отмечал сам Мурат Яган, Аамста Кябза – это не религия, а искусство того, как человек может жить, полностью реализуя все заложенные в нем способности в их применении к жизни.
С 1975 года Мурат Яган стал излагать учение Кябза группе учеников, круг которых постепенно расширялся. В том же году с целью изучения "Аамста Кябза" канадскими и американскими учениками Мурата было создано Общество Кябза. В 1992 году был основан Фонд Кябза, цель которого — записать и издать все изложения Мурата Ягана.
Он же оставил большое духовное наследие, которое пока только частично опубликовано.
Предки Мурата были выходцами из области Ащхара на Северном Кавказе, которая по праву считалась частью исторической Большой Абхазии. Однако в результате насильственного переселения семья Мурата вынуждена были перебраться в Османскую империю.
Вот как Мурат описывает это переселение в своей книге: "Моя семья покинула Кавказ, потому что они были так же глупы, как и остальные абхазы, покинувшие свою Родину"…
Мурат получил хорошее образование в Турции. В юности его истинной страстью был спорт, верховая езда. В составе турецкой сборной он успешно выступал на крупных международных турнирах. Был участником Олимпийских игр в Берлине в 1936 году, в Вене в 1937 году он стал чемпионом мира по прыжкам на лошади в высоту, опередив своего соперника, итальянца Кастильяни, и установив мировой рекорд.
Хотя выступления Мурата приносили ему призы и награды, его угнетало то, что в официальных отчетах он именовался турецким наездником, в то время как он считал себя не турком, а абхазом.
"Из семи наездников турецкой команды четверо были кавказцами, и когда кавказским спортсменам предложили поменять фамилии на турецкие, согласились все, кроме меня. Я категорически отказался. Я не был турком, и моя неуступчивость помешала мне сделать спортивную карьеру. Да и вообще, дух национализма отравил всю мою жизнь в спорте, так как подобных случаев было много", — писал Мурат Яган.
Кавказ и Абхазия, в частности, всегда занимали особое место в сердце Мурата.
"Мое сердце всегда было там, всю свою жизнь я стремился на один день вернуться в Абхазию. Ни одно место, где бы я ни жил, я не ощущал своим настоящим домом", — сказал некогда философ.
Несколько раз Мурат пытался посетить Кавказ, надеясь получить возможность навсегда вернуться на свою Родину. В 1950-х годах, при Хрущеве, иностранные туристы впервые получили возможность посещать Советский Союз. Окрыленный надеждой Мурат обратился за визой в советское посольство в Турции. В ответ на его запрос ему было разрешено посетить с визитом любой регион Советского Союза, однако в визе на посещение Кавказа было отказано. Поездка так и не состоялась.
Жизнь в Турции не удовлетворяла Мурата, и в 1963 году, в возрасте 48 лет, вместе с женой Мэйзи и четырьмя детьми он переселился в Канаду. Местом нового жительства был выбран городок Вернон в провинции Британская Колумбия, так напомнивший Мурату своим горным пейзажем родной Кавказ. Вплоть до выхода на пенсию Мурат жил тем, что строил дома.
"В чем загадка этого рывка в неведомое? Не будем ломать голову. Нередко мыслящие люди, ища выход из духовного тупика, так пытались переписать свою жизнь заново", — размышлял о судьбе Мурата Ягана писатель Фазиль Искандер.
Рассказывают, что судьба абхазского мудреца произвела на Фазиля Искандера сильнейшее впечатление, особенно ему запомнилась история падения Мурата с коня во время конно-спортивных состязаний, описанная в книге философа.
"Конь перевернулся в воздухе, и когда я упал в бетонный ров за барьером, он рухнул на меня — прямо мне на живот. Мой живот "лопнул". Из того, что произошло потом, я помню только то, как поднялся и вскочил обратно в седло… Позже мне рассказали, что я закончил дистанцию, отсалютовал публике и упал". Именно эта сцена из книги "Я пришел из-за гор Кавказа" поразила Искандера до глубины души.
Мурат Яган всегда внимательно следил за судьбой своей Родины. Особенные отношения у него установились с первым президентом Абхазии Владиславом Ардзинба, с которым он долгие годы состоял в переписке, а после несколько раз встречался. Читая рукописи Мурата, Владислав убедился в том, что это великий человек, выдающийся абхаз, который прошел очень непростой путь.
Во время Отечественной войны народа Абхазии Мурат Яган и его друзья обращались с протестами в международные организации с призывом остановить войну.
В 2001 году исполнилась заветная мечта Мурата Ягана. Он вместе с женой Мейзи Гогуа посетил Абхазию по приглашению Владислава Ардзинба, который удостоил его высшего ордена республики "Ахьдз Апша" I степени.
Мурата встречали на родине как национального героя. К нему спешили политики, общественные деятели, писатели — все, кто так или иначе был знаком с философией Ягана и его сложной историей жизни, полной героических поступков.
В Абхазии Мурат встретился с главой Абхазской православной церкви отцом Виссарионом и жрецом святилища Дыдрыпш-ныха Зауром Чичба. Он знакомился со страной, посещая ее главные достопримечательности и поражаясь, словно ребенок, казалось бы незначительным вещам.
Книга "Я пришел из-за гор Кавказа" долгое время была единственной работой Мурата Ягана, доступной абхазскому читателю. Она одна была переведена на русский и абхазский языки. Перевел ее на абхазский язык поэт и публицист Владимир Зантария по личному поручению Ардзинба.
Перевод книги "Я пришел из-за гор Кавказа" был нелегким трудом, в особенности в части философских рассуждений, признался Зантария.
"Книга автобиографическая и в то же время мировоззренческая. Мне хотелось просто и доступно передать смысл написанного. Даже если при построении фразы я нарушу, главное сохранить смысл выражений и размышлений", — отметил он.
Особенно сложно было переводить сцены любви с эротическим налетом, рассказал поэт.
"Там есть эпизоды, которые в понимании абхазов несвойственно и не принято озвучивать. Надо было найти золотую середину, чтобы никого не смутить. Обойти же эти сцены я никак не мог. Но абхазский язык, оказывается, располагает всеми средствами и возможностями, чтобы любое чувство передать", — отметил Зантария.
К столетию Мурата Ягана в 2015 году молодой режиссер Амра Начкебия в сотрудничестве с Вячеславом Чирикба, который тесно дружил с Яганом, подготовила документальный фильм о философе.
Кадры, которые легли в основу фильма, снимал Вячеслав Чирикба. Шесть часов любительской съемки, многие кадры в совершенно плохом качестве, тем не менее, ценность их от этого не снизилась. На видео Мурат Яган с женой Мейзи, дочерью Лимой в своем канадском доме, после он уже со своими последователями из общества Кябза танцует черкесский танец. На кадрах во время поездки в Абхазию Мурат и Мейзи посещают Новоафонскую пещеру.
Мурат Яган скончался 19 декабря 2013 года в Канаде на 98-м году жизни. Сам Мурат смерти не боялся. "Я и без тела буду живее, чем с телом", — говорил он.
Он не хотел иметь могилы, либо какого-либо мемориального знака в его память. Он называл себя "планетарным гражданином" и говорил, что его истинный дом — вся планета. А единственным важным следом или знаком, который он может оставить на этой земле, будет тот, что останется в сердцах людей.