Попробую обосновать появление в Абхазии новой контрольной структуры за деятельностью органов внутренних дел. Для начала поясню зачем и для чего, а уже потом, как я ее вижу.
Новый орган
В существующих реалиях как никогда необходимо усилить внимание к деятельности системы охраны правопорядка со стороны гражданского общества. Благо оно у нас есть, и постоянная критика от него исходит. Особенно когда милиционеры допускают явные просчеты, когда превышают свои полномочия, совершают проступки и даже преступления. Но, к великому сожалению, правильную здоровую критику, которую хотелось бы услышать от общественности, слишком часто используют политики и явные провокаторы. В итоге страдает объективность, и конъюнктура берет верх над здравым смыслом. Теряется положительный эффект.
Уже очень хорошо, что мы живем в достаточно свободном социуме, где у любого человека есть возможность высказать свое мнение, пусть даже в пику политическим силам, находящимся у власти. Просто этой критике нужно придать правильный вектор, направленный на исправление ситуации, на выявление причин и устранение недостатков. И тем самым лишать почвы разного рода критиканов и провокаторов, дестабилизирующих и без того непростую обстановку.
Сжечь мосты
Еще одна причина необходимости нового контрольного органа – это гласность. Гласность вроде как есть, ее тиражируют, ею козыряют. Но существующего уровня недостаточно. Мы должны помочь любому должностному лицу без видимых проблем выходить из-за глухой завесы. Никакой недосказанности тут не должно быть. Только служебная необходимость, государственная тайна и профессиональная этика могут быть основанием для неразглашения каких-то сведений.
Помимо остальных преимуществ гласности, я бы отметил некое "сжигание мостов". Другими словами, если событие произошло и о нем было сообщено официально через средства массовой информации, то любые попытки со стороны провинившихся сотрудников как-то залакировать ситуацию, скрыть детали или даже умолчать о преступлении будут работать против них.
Принять удар
С другой стороны, этот новый орган будет как бы принимать "удар на себя". Поясню. Ведь ни для кого не секрет, что наша выборная система предполагает приход к власти людей, объединившихся для достижения заветной цели – доминирование во властной элите через расстановку на ключевых должностях, так называемых, своих. И очень часто это отрицательно сказывается на бесперебойном и правильном функционировании государственного аппарата. Ведь при распределении должностей глава государства порой вынужден отдавать предпочтение не по признаку профессиональной пригодности, а по вкладу в период выборной страды.
Новая структура, ввиду присутствия в ней представителей различных политических сил, возьмет на себя бремя указывать на недостатки в деятельности любого должностного лица в органах внутренних дел. Тем самым и президенту будет легче принимать кадровые решения, ссылаясь на обоснованное и консолидированное мнение членов этого института.
Свобода маневра
У такого нового органа общественного контроля еще одно преимущество – свобода маневра. У него широкий спектр полномочий, не зажатый законами и нормативными актами. Учитывая, что решения этого органа будут носить в большей части информационно-рекомендательный характер, соответственно он может не сдерживать себя при выявлении и оценке тех или иных недостатков и рисков.
Конечно же, тут важно не переборщить. Не бросаться из крайности в крайность. Важно не допустить его превращения в очередную говорильню. Политическая элита должна будет всячески оказывать новому органу практическую помощь, способствовать укреплению его значимости. Алгоритм подбора состава этого органа должен быть максимально прозрачным и тщательным. Его члены должны обладать моральным авторитетом. Только при таких условиях он наберет вес, докажет свою необходимость и в конечном итоге его работа позитивно скажется на качестве деятельности правоохранителей в стране.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.